Руководство по javascript, часть 2: стиль кода и структура программ

Салют от Сбера в Яндекс.Облаке

Tutorial

В сентябре 2020 г. Сбербанк переименовал себя просто в Сбер (т.н. ребрендинг), и на радостях запустил собственную платформу голосовых ассистентов под названием Салют. Особенностью Салюта является наличие сразу трёх голосовых ассистентов на выбор пользователей: Сбер — мужчина, стиль обращения на «вы», Афина — женщина, обращается также на «вы», и Джой — девушка с дружеским «ты».Сбер (банк, не его тёзка — голосовой ассистент) открыл эту платформу для сторонних разработчиков, пригласив их делать для неё приложения, т.н. смартапы — аналог навыков голосовой помощницы Алисы, и учредив для них с весьма щедрым призовым фондом. В этом туториале мы рассмотрим как сделать смартап на Node.js, разместить его код в Яндекс.Облаке (используя функции), и, наконец, создать проект в Салюте, пройти там модерацию, и опубликовать наш смартап, чтобы он стал общедоступным.

JavaScript Exam — Get Your Diploma!

W3Schools’ Online Certification

The perfect solution for professionals who need to balance work, family, and career building.

More than 25 000 certificates already issued!

The HTML Certificate documents your knowledge of HTML.

The CSS Certificate documents your knowledge of advanced CSS.

The JavaScript Certificate documents your knowledge of JavaScript and HTML DOM.

The Python Certificate documents your knowledge of Python.

The jQuery Certificate documents your knowledge of jQuery.

The SQL Certificate documents your knowledge of SQL.

The PHP Certificate documents your knowledge of PHP and MySQL.

The XML Certificate documents your knowledge of XML, XML DOM and XSLT.

The Bootstrap Certificate documents your knowledge of the Bootstrap framework.

❮ Home
Next ❯

Придумывайте правильные имена

В разговоре о переменных необходимо упомянуть, что есть ещё одна чрезвычайно важная вещь.

Название переменной должно иметь ясный и понятный смысл, говорить о том, какие данные в ней хранятся.

Именование переменных – это один из самых важных и сложных навыков в программировании. Быстрый взгляд на имена переменных может показать, какой код был написан новичком, а какой – опытным разработчиком.

В реальном проекте большая часть времени тратится на изменение и расширение существующей кодовой базы, а не на написание чего-то совершенно нового с нуля. Когда мы возвращаемся к коду после какого-то промежутка времени, гораздо легче найти информацию, которая хорошо размечена. Или, другими словами, когда переменные имеют хорошие имена.

Пожалуйста, потратьте время на обдумывание правильного имени переменной перед её объявлением. Делайте так, и будете вознаграждены.

Несколько хороших правил:

  • Используйте легко читаемые имена, такие как или .
  • Избегайте использования аббревиатур или коротких имён, таких как , , , за исключением тех случаев, когда вы точно знаете, что так нужно.
  • Делайте имена максимально описательными и лаконичными. Примеры плохих имён: и . Такие имена ничего не говорят. Их можно использовать только в том случае, если из контекста кода очевидно, какие данные хранит переменная.
  • Договоритесь с вашей командой об используемых терминах. Если посетитель сайта называется «user», тогда мы должны называть связанные с ним переменные или , а не, к примеру, или .

Звучит просто? Действительно, это так, но на практике для создания описательных и кратких имён переменных зачастую требуется подумать. Действуйте.

Повторно использовать или создавать новую переменную?

И последняя заметка. Есть ленивые программисты, которые вместо объявления новых переменных повторно используют существующие.

В результате их переменные похожи на коробки, в которые люди бросают разные предметы, не меняя на них этикетки. Что сейчас находится внутри коробки? Кто знает? Нам необходимо подойти поближе и проверить.

Такие программисты немного экономят на объявлении переменных, но теряют в десять раз больше при отладке.

Дополнительная переменная – это добро, а не зло.

Современные JavaScript-минификаторы и браузеры оптимизируют код достаточно хорошо, поэтому он не создаёт проблем с производительностью. Использование разных переменных для разных значений может даже помочь движку оптимизировать ваш код.

Symbol.iterator

Мы легко поймём принцип устройства перебираемых объектов, создав один из них.

Например, у нас есть объект. Это не массив, но он выглядит подходящим для .

Например, объект , который представляет собой диапазон чисел:

Чтобы сделать итерируемым (и позволить работать с ним), нам нужно добавить в объект метод с именем (специальный встроенный , созданный как раз для этого).

  1. Когда цикл запускается, он вызывает этот метод один раз (или выдаёт ошибку, если метод не найден). Этот метод должен вернуть итератор – объект с методом .
  2. Дальше работает только с этим возвращённым объектом.
  3. Когда хочет получить следующее значение, он вызывает метод этого объекта.
  4. Результат вызова должен иметь вид , где означает, что итерация закончена, в противном случае содержит очередное значение.

Вот полная реализация с пояснениями:

Обратите внимание на ключевую особенность итераторов: разделение ответственности

  • У самого нет метода .
  • Вместо этого другой объект, так называемый «итератор», создаётся вызовом , и именно его генерирует значения.

Таким образом, итератор отделён от самого итерируемого объекта.

Технически мы можем объединить их и использовать сам как итератор, чтобы упростить код.

Например, вот так:

Теперь возвращает сам объект : у него есть необходимый метод , и он запоминает текущее состояние итерации в . Короче? Да. И иногда такой способ тоже хорош.

Недостаток такого подхода в том, что теперь мы не можем использовать этот объект в двух параллельных циклах : у них будет общее текущее состояние итерации, потому что теперь существует лишь один итератор – сам объект. Но необходимость в двух циклах , выполняемых одновременно, возникает редко, даже при наличии асинхронных операций.

Бесконечные итераторы

Можно сделать бесконечный итератор. Например, будет бесконечным при . Или мы можем создать итерируемый объект, который генерирует бесконечную последовательность псевдослучайных чисел. Это бывает полезно.

Метод не имеет ограничений, он может возвращать всё новые и новые значения, это нормально.

Конечно же, цикл с таким итерируемым объектом будет бесконечным. Но мы всегда можем прервать его, используя .

Основные типы

Для объявления строк используются кавычки — простые или двойные . Между ними нет никакой разницы.

a = 'моя'
b = "строка"

Для конкатенации строк используется оператор .

a = "моя"
b = "строка"
alert(a + ' ' + b)

Более подробно строки и другие базовые типы рассмотрены в статье Базовые типы: Строки, Числа, Boolean.

Javascript — объектный язык. В нем все является объектами. Строки, числа, функции и массивы — все это объекты со своими методами и свойствами. Это надо знать и иметь в виду с самого начала.

Методы объектов вызываются через точку. Например, у строки String есть метод toUpperCase, возвращающий строку в верхнем регистре:

name = "Vasya"

alert( name.toUpperCase() )

Или даже так:

alert( "Vasya".toUpperCase() )

Практически всё в javascript делается при помощи вызова методов различных объектов.

Объекты создаются функциями-конструкторами при помощи директивы new.
Вы можете почитать о них подробнее в разделе Объекты, ООП

В javascript есть два основных способа объявить массив.

Для массива с числовыми индексами обычно используется объект типа Array.

arr = new Array("my", "array")
alert(arr.length)  // 2

Свойство length содержит длину массива, которая всегда равна последнему индексу (в примере выше — это 1) плюс один.

Обычно используется другая, почти эквивалентная, запись массива, использующая квадратные скобки:

arr = 
alert(arr) // "my" <- нумерация от нуля

Новые элементы можно добавить в конец методом push.
Для перебора значений используется цикл .

arr = 
arr.push("третий")

for(var i=0; i<arr.length; i++) {
  alert(arr) 
}

Более подробно массивы с числовыми индексами рассмотрены в статье Массивы .

Для массивов, ключи которых являются строками, используется Object.
Следующая запись задает ассоциативный массив с ключами и :

obj = { 
  n: 1,
  str: "Вася"
}

Для получения свойства объекта используется оператор-аксессор: точка либо квадратные скобки.

obj = {   n: 1,  str: "Вася" }

alert(obj.n) // точка 
alert(obj)

Квадратные скобки позволяют получать свойство по переменной-ключу.

var key = "str"
alert(obj)

Точка используется, если имя свойства точно известно. Вызов вернет свойство по имени , а квадратные скобки — по значению, которое содержится в переменной .

При обращении к отсутствующему свойству возвращается специальное значение undefined.

a = { }  // пустой объект
alert(a.something)  // undefined
alert(a.blabla === undefined)

В примере был использован оператор сравнения без приведения типа.

Более подробно о том, как перебирать ключи массива, и о самих объектах — вы можете узнать из статьи Объекты Javascript в примерах.

10) addEvent()

Несомненно, важнейший инструмент в управлении событиями! Вне зависимости от того, какой версией вы пользуетесь и кем она написана, она делает то, что написано у неё в названии: присоединяет к элементу обработчик события.

function addEvent(elem, evType, fn) {
	if (elem.addEventListener) {
		elem.addEventListener(evType, fn, false);
	}
	else if (elem.attachEvent) {
		elem.attachEvent('on' + evType, fn)
	}
	else {
		elem = fn
	}
}

Этот код обладает двумя достоинствами — он простой и кросс-браузерный.

Основной его недостаток — в том, он не передает в обработчик для IE. Точнее, этого не делает .

Для передачи правильного this можно заменить соответствующую строку на:

elem.attachEvent("on"+evType, function() { fn.apply(elem) })

Это решит проблему с передачей , но обработчик никак нельзя будет снять, т.к. должен вызывать в точности ту функцию, которая была передана .

Существует два варианта обхода проблемы:

  1. Возвращать функцию, использованную для назначения обработчика:
    function addEvent(elem, evType, fn) {
    	if (elem.addEventListener) {
    		elem.addEventListener(evType, fn, false)
                    return fn
    	}
    
            iefn = function() { fn.call(elem) } 
            elem.attachEvent('on' + evType, iefn)
    	return iefn
    }
    
    function removeEvent(elem, evType, fn) {
    	if (elem.addEventListener) {
    		elem.removeEventListener(evType, fn, false)
                    return
    	}
     
            elem.detachEvent('on' + evType, fn)
    }
    

    Используется так:

    function handler() { 
        alert(this) 
    }
    var fn = addEvent(elem, "click", handler)
    ...
    removeEvent(elem, "click", fn)
    
  2. Можно не использовать в обработчике события вообще, а передавать элемент через замыкание:

    function handler() { 
       // используем не this, а переменную, ссылающуюся на элемент
        alert(*!*elem*/!*) 
    }
    ...
    

В качестве альтернативы и для примера более серьезной библиотеки обработки событий вы можете рассмотреть статью Кросс-браузерное добавление и обработка событий.

Инструменты отладки

Отладка кода — довольно трудоёмкий и поглощающий время процесс для JavaScript-разработчиков. Инструменты для отладки кода будут особенно полезны при работе с тысячами строк кода. Многие из инструментов отладки обеспечивают довольно точные результаты.

  • JavaScript Debugger — инструмент от сообщества разработчиков Mozilla (MDN), который может быть использован как автономное веб-приложение для отладки кода в разных браузерах. Firefox предлагает локальные и удалённые функциональные возможности, а также возможность отладки кода на Android-устройстве с помощью Firefox для Android.
  • Chrome Dev Tools — набор инструментов, включающий в себя несколько утилит для отладки кода JavaScript, редактирования CSS и тестирования производительности приложений.
  • ng-inspector — кроссбраузерное расширение, которое призвано помочь разработчикам с написанием, пониманием и отладкой приложений на AngularJS. Утилита поставляется с обновлениями в реальном времени, подсветкой DOM, прямым доступом к областям, моделям и прочим элементам приложения.
  • Augury — расширение для браузера Google Chrome и отладки приложений на Angular 2. Оно позволяет разработчикам приложений на Angular 2 напрямую анализировать структуру приложения и рабочие характеристики, а также позволяет обнаружить изменения.

Сравнение с null и undefined

Поведение и при сравнении с другими значениями — особое:

При строгом равенстве

Эти значения различны, так как различны их типы.

При нестрогом равенстве

Эти значения равны друг другу и не равны никаким другим значениям. Это специальное правило языка.

При использовании математических операторов и других операторов сравнения

Значения преобразуются к числам: становится , а – .

Посмотрим, какие забавные вещи случаются, когда мы применяем эти правила

И, что более важно, как избежать ошибок при их использовании

Сравним с нулём:

С точки зрения математики это странно. Результат последнего сравнения говорит о том, что » больше или равно нулю», тогда результат одного из сравнений выше должен быть , но они оба ложны.

Причина в том, что нестрогое равенство и сравнения работают по-разному. Сравнения преобразуют в число, рассматривая его как . Поэтому выражение (3) истинно, а ложно.

С другой стороны, для нестрогого равенства значений и действует особое правило: эти значения ни к чему не приводятся, они равны друг другу и не равны ничему другому. Поэтому (2) ложно.

Значение несравнимо с другими значениями:

Почему же сравнение с нулём всегда ложно?

На это есть следующие причины:

  • Сравнения и возвращают , потому что преобразуется в , а – это специальное числовое значение, которое возвращает при любых сравнениях.
  • Нестрогое равенство возвращает , потому что равно только , и ничему больше.

Зачем мы рассмотрели все эти примеры? Должны ли мы постоянно помнить обо всех этих особенностях? Не обязательно. Со временем все они станут вам знакомы, но можно избежать проблем, если следовать надёжным правилам:

Относитесь очень осторожно к любому сравнению с , кроме случаев строгого равенства .
Не используйте сравнения с переменными, которые могут принимать значения , разве что вы полностью уверены в том, что делаете. Если переменная может принимать эти значения, то добавьте для них отдельные проверки.

JS Tutorial

JS HOMEJS IntroductionJS Where ToJS OutputJS StatementsJS SyntaxJS CommentsJS VariablesJS OperatorsJS ArithmeticJS AssignmentJS Data TypesJS FunctionsJS ObjectsJS EventsJS StringsJS String MethodsJS NumbersJS Number MethodsJS ArraysJS Array MethodsJS Array SortJS Array IterationJS DatesJS Date FormatsJS Date Get MethodsJS Date Set MethodsJS MathJS RandomJS BooleansJS ComparisonsJS ConditionsJS SwitchJS Loop ForJS Loop WhileJS BreakJS Type ConversionJS BitwiseJS RegExpJS ErrorsJS ScopeJS HoistingJS Strict ModeJS this KeywordJS LetJS ConstJS Arrow FunctionJS ClassesJS DebuggingJS Style GuideJS Best PracticesJS MistakesJS PerformanceJS Reserved WordsJS VersionsJS 2009 (ES5)JS 2015 (ES6)JS 2016JS 2017JS JSON

Численное преобразование

Численное преобразование происходит в математических функциях и выражениях.

Например, когда операция деления применяется не к числу:

Мы можем использовать функцию , чтобы явно преобразовать к числу:

Явное преобразование часто применяется, когда мы ожидаем получить число из строкового контекста, например из текстовых полей форм.

Если строка не может быть явно приведена к числу, то результатом преобразования будет . Например:

Правила численного преобразования:

Значение Преобразуется в…
Пробельные символы по краям обрезаются. Далее, если остаётся пустая строка, то получаем , иначе из непустой строки «считывается» число. При ошибке результат .

Примеры:

Учтите, что и ведут себя по-разному. Так, становится нулём, тогда как приводится к .

Большинство математических операторов также производит данное преобразование, как мы увидим в следующей главе.

Методы массивов

С помощью методов массива в JavaScript можно добиться крутых (а порой и элегантных) способов трансформации данных. На StackOverflow часто можно наткнуться на вопросы о том, как работать с массивом объектов.

Ниже будут перечислены некоторые методы массива, сгруппированные по назначению. Однако это далеко не весь список.

map, filter, reduce

В методах , и иногда можно запутаться. Они полезны для трансформации массива или возвращения его агрегатного значения.

  • map(): возвращает массив, в котором каждый элемент изменяется с помощью переданной функции.

  • filter(): возвращает массив с теми элементами, в которых переданная функция возвращает .

  • reduce(): работа с элементами с сохранением промежуточного результата.

find, findIndex, indexOf

Эти методы очень похожи. Используйте их следующим образом:

find(): возвращает первый элемент массива, удовлетворяющий определенному условию.

Опять же, обратите внимание, что все числа после 5 удовлетворяют условию, но возвращаться будет только первое значение. Это полезно в случаях, когда вы используете break при первом совпадении.

findIndex(): метод идентичен , но вместо возвращаемого значения здесь возвращается индекс первого подходящего элемента.

indexOf(): метод идентичен , но вместо функции он принимает искомое значение

Используйте этот метод в тех случаях, когда вам не нужна функция для проверки элемента на совпадение.

push, pop, shift, unshift

Вот отличные методы, которые позволяют добавлять или убирать элементы в массиве.

  • push(): этот метод относительно простой. Он добавляет элемент в конец массива. Метод модифицирует массив и одновременно возвращает добавленный элемент.

  • pop(): метод удаляет последний элемент массива. Как и в прошлом случае, метод изменяет массив и одновременно возвращает удалённый элемент.

  • shift(): этот метод удаляет первый элемент массива. Метод изменяет массив и возвращает удалённый элемент.

  • unshift(): добавляет один или несколько элементов в начало массива. Как и прошлые методы, он изменяет массив, но возвращает новую длину массива.

splice, slice

Эти методы либо изменяют, либо возвращают подмассив элементов.

splice(): метод изменяет массив, удаляя или заменяя существующий элемент, и/или добавляет новый. Метод только изменяет массив. Код ниже можно объяснить так: в позиции 1 массива удалить 0 элементов и вставить b.

slice(): возвращает подмассив элементов массива, начиная и заканчивая на определённой позиции. Если конечная позиция не указана, возвращается остаток массива

Важно понимать, что этот метод не модифицирует массив, а только возвращает подмассив.

sort

Метод сортирует массив, основываясь на функции, которая принимает первый и второй элемент. Этот метод изменяет сам массив. Если в массиве порядок элементов не был изменен, метод возвращает 0, если изменён — 1.

Web Components и IoC

Tutorial

Замечательной особенностью веб-компонентов или скорее даже языка разметки HTML является возможность прозрачно оборачивать существующий контент новым. Благодаря этому, вы можете практически неинвазивно дорабатывать существующий legacy код, а так же изящно структурировать новый.

Говоря конкретно, если вы обернете какую-то верстку своим кастомным элементом (гугл. Custom Elements), в хуке connectedCallback(), то ваш элемент может определить какие у него внутри есть подэлементы и настроить свою и их работу соответствующим образом если надо приспособить их к новым требованиям и это будет вполне себе архитектурно грамотным решением. Также он будет получать всплывающие события от своих подэлементов и если вы включили изоляцию теневого дерево, он станет их безальтернативным брокером (а если не включили — прозрачным прокси), т.к. за его пределы они всплывать не будут и вся ответственность ляжет на него. 

Learning Speed

In this tutorial, the learning speed is your choice.

Everything is up to you.

If you are struggling, take a break, or re-read the material.

Always make sure you understand all the «Try-it-Yourself»
examples.

The only way to become a clever programmer is to:
Practice. Practice. Practice. Code. Code. Code !

Commonly Asked Questions

  • How do I get JavaScript?
  • Where can I download JavaScript?
  • Is JavaScript Free?

You don’t have to get or download JavaScript.

JavaScript is already running in your browser on your computer,
on your tablet, and on your smart-phone.

JavaScript is free to use for everyone.

JavaScript References

W3Schools maintains a complete JavaScript reference, including all HTML and browser objects.

The reference contains examples for all properties, methods and events, and
is continuously updated according to the latest web standards.

Complete JavaScript Reference »

W3Schools’ Online Certification

The perfect solution for professionals who need to balance work, family, and career building.

More than 25 000 certificates already issued!

The HTML Certificate documents your knowledge of HTML.

The CSS Certificate documents your knowledge of advanced CSS.

The JavaScript Certificate documents your knowledge of JavaScript and HTML DOM.

The Python Certificate documents your knowledge of Python.

The jQuery Certificate documents your knowledge of jQuery.

The SQL Certificate documents your knowledge of SQL.

The PHP Certificate documents your knowledge of PHP and MySQL.

The XML Certificate documents your knowledge of XML, XML DOM and XSLT.

The Bootstrap Certificate documents your knowledge of the Bootstrap framework.

❮ Home
Next ❯

9) onReady()

Для инициализации страницы исторически использовалось событие window.onload, которое срабатывает после полной загрузки страницы и всех объектов на ней: счетчиков, картинок и т.п.

Событие — гораздо лучший выбор в 99% случаев. Это событие срабатывает, как только готов DOM документ, до загрузки картинок и других не влияющих на структуру документа объектов.

Это очень удобно, т.к. картинки могут загружаться долго, а обработчик может произвести необходимые изменения на странице и инициализацию интерфейсов тут же, не дожидаясь загрузки всего.

Для добавления обработчика можно использовать следующий кроссбраузерный код:

function bindReady(handler){

	var called = false

	function ready() { // (1)
		if (called) return
		called = true
		handler()
	}

	if ( document.addEventListener ) { // (2)
		document.addEventListener( "DOMContentLoaded", function(){
			ready()
		}, false )
	} else if ( document.attachEvent ) {  // (3)

		// (3.1)
		if ( document.documentElement.doScroll && window == window.top ) {
			function tryScroll(){
				if (called) return
				if (!document.body) return
				try {
					document.documentElement.doScroll("left")
					ready()
				} catch(e) {
					setTimeout(tryScroll, 0)
				}
			}
			tryScroll()
		}

		// (3.2)
		document.attachEvent("onreadystatechange", function(){

			if ( document.readyState === "complete" ) {
				ready()
			}
		})
	}

	// (4)
    if (window.addEventListener)
        window.addEventListener('load', ready, false)
    else if (window.attachEvent)
        window.attachEvent('onload', ready)
    /*  else  // (4.1)
        window.onload=ready
	*/
}
readyList = []

function onReady(handler) {

	if (!readyList.length) {
		bindReady(function() {
			for(var i=0; i<readyList.length; i++) {
				readyList()
			}
		})
	}

	readyList.push(handler)
}

Использование:

onReady(function() {
  // ... 
})

Подробное описание функций , и принципы их работы вы можете почерпнуть в статье Кроссбраузерное событие onDOMContentLoaded.

Сборка мусора

Обычно лексическое окружение очищается и удаляется после того, как функция выполнилась. Например:

Здесь два значения, которые технически являются свойствами лексического окружения. Но после того, как завершится, это лексическое окружение станет недоступно, поэтому оно удалится из памяти.

…Но, если есть вложенная функция, которая всё ещё доступна после выполнения , то у неё есть свойство , которое ссылается на внешнее лексическое окружение, тем самым оставляя его достижимым, «живым»:

Обратите внимание, если вызывается несколько раз и возвращаемые функции сохраняются, тогда все соответствующие объекты лексического окружения продолжат держаться в памяти. Вот три такие функции в коде ниже:. Объект лексического окружения умирает, когда становится недоступным (как и любой другой объект)

Другими словами, он существует только до того момента, пока есть хотя бы одна вложенная функция, которая ссылается на него

Объект лексического окружения умирает, когда становится недоступным (как и любой другой объект). Другими словами, он существует только до того момента, пока есть хотя бы одна вложенная функция, которая ссылается на него.

В следующем коде, после того как станет недоступным, лексическое окружение функции (и, соответственно, ) будет удалено из памяти;

Как мы видели, в теории, пока функция жива, все внешние переменные тоже сохраняются.

Но на практике движки JavaScript пытаются это оптимизировать. Они анализируют использование переменных и, если легко по коду понять, что внешняя переменная не используется – она удаляется.

Одним из важных побочных эффектов в V8 (Chrome, Opera) является то, что такая переменная становится недоступной при отладке.

Попробуйте запустить следующий пример в Chrome с открытой Developer Tools.

Когда код будет поставлен на паузу, напишите в консоли .

Как вы можете видеть – такой переменной не существует! В теории, она должна быть доступна, но попала под оптимизацию движка.

Это может приводить к забавным (если удаётся решить быстро) проблемам при отладке. Одна из них – мы можем увидеть не ту внешнюю переменную при совпадающих названиях:

До встречи!

Эту особенность V8 полезно знать. Если вы занимаетесь отладкой в Chrome/Opera, рано или поздно вы с ней встретитесь.

Это не баг в отладчике, а скорее особенность V8. Возможно со временем это изменится.
Вы всегда можете проверить это, запустив пример на этой странице.

Квадратные скобки

Для свойств, имена которых состоят из нескольких слов, доступ к значению «через точку» не работает:

JavaScript видит, что мы обращаемся к свойству , а затем идёт непонятное слово . В итоге синтаксическая ошибка.

Точка требует, чтобы ключ был именован по правилам именования переменных. То есть не имел пробелов, не начинался с цифры и не содержал специальные символы, кроме и .

Для таких случаев существует альтернативный способ доступа к свойствам через квадратные скобки. Такой способ сработает с любым именем свойства:

Сейчас всё в порядке

Обратите внимание, что строка в квадратных скобках заключена в кавычки (подойдёт любой тип кавычек)

Квадратные скобки также позволяют обратиться к свойству, имя которого может быть результатом выражения. Например, имя свойства может храниться в переменной:

Здесь переменная может быть вычислена во время выполнения кода или зависеть от пользовательского ввода. После этого мы используем её для доступа к свойству. Это даёт нам большую гибкость.

Пример:

Запись «через точку» такого не позволяет:

Мы можем использовать квадратные скобки в литеральной нотации для создания вычисляемого свойства.

Пример:

Смысл вычисляемого свойства прост: запись означает, что имя свойства необходимо взять из переменной .

И если посетитель введёт слово , то в объекте теперь будет лежать свойство .

По сути, пример выше работает так же, как и следующий пример:

…Но первый пример выглядит лаконичнее.

Мы можем использовать и более сложные выражения в квадратных скобках:

Квадратные скобки дают намного больше возможностей, чем запись через точку. Они позволяют использовать любые имена свойств и переменные, хотя и требуют более громоздких конструкций кода.

Подведём итог: в большинстве случаев, когда имена свойств известны и просты, используется запись через точку. Если же нам нужно что-то более сложное, то мы используем квадратные скобки.

Функции == Комментарии

Функции должны быть короткими и делать только что-то одно. Если это что-то большое, имеет смысл разбить функцию на несколько меньших. Иногда следовать этому правилу непросто, но это определённо хорошее правило.

Небольшие функции не только облегчают тестирование и отладку – само существование таких функций выполняет роль хороших комментариев!

Например, сравним ниже две функции . Каждая из них выводит простое число до .

Первый вариант использует метку :

Второй вариант использует дополнительную функцию для проверки на простое:

Второй вариант легче для понимания, не правда ли? Вместо куска кода мы видим название действия (). Иногда разработчики называют такой код самодокументируемым.

Таким образом, допустимо создавать функции, даже если мы не планируем повторно использовать их. Такие функции структурируют код и делают его более понятным.

Опыт использования транслятора OberonJS для создания редактора интерактивных моделей

Из песочницы

Занимательное дело — создавать образовательные модели. Приятно видеть, что человек понял что-то, взаимодействуя с твоей программой. Начинал делать модели в Matlab, пробовал использовать Flash и язык ActionScript, пока не узнал про Блэкбокс и Оберон, который идеально лёг на моё представление о том, сколько вообще язык программирования должен занимать в голове у специалиста предметной области. Однако в 21-веке люди просто боятся запускать компилированные приложения, и антивирусы часто дают ложно-положительные срабатывания. Как быть? Для дистрибуции образовательных приложений нужно было использовать браузерные технологии JavaScript и HTML5. В публикации разбирается, как удалось объединить Оберон и HTML5 canvas для создания интерактивных моделей онлайн.

Переход к следующей итерации: continue

Директива – «облегчённая версия» . При её выполнении цикл не прерывается, а переходит к следующей итерации (если условие все ещё равно ).

Её используют, если понятно, что на текущем повторе цикла делать больше нечего.

Например, цикл ниже использует , чтобы выводить только нечётные значения:

Для чётных значений , директива прекращает выполнение тела цикла и передаёт управление на следующую итерацию (со следующим числом). Таким образом вызывается только для нечётных значений.

Директива позволяет избегать вложенности

Цикл, который обрабатывает только нечётные значения, мог бы выглядеть так:

С технической точки зрения он полностью идентичен. Действительно, вместо можно просто завернуть действия в блок .

Однако мы получили дополнительный уровень вложенности фигурных скобок. Если код внутри более длинный, то это ухудшает читаемость, в отличие от варианта с .

Нельзя использовать справа от оператора „?“

Обратите внимание, что эти синтаксические конструкции не являются выражениями и не могут быть использованы с тернарным оператором. В частности, использование таких директив, как , вызовет ошибку

Например, если мы возьмём этот код:

…и перепишем его, используя вопросительный знак:

…то будет синтаксическая ошибка.

Это ещё один повод не использовать оператор вопросительного знака вместо .

Заключение

Мы вкратце рассмотрели современный JavaScript. Прошли от сочетания чистых HTML и JS до использования:

  • диспетчера пакетов для автоматической загрузки сторонних пакетов;
  • бандлера для создания единых файлов скриптов;
  • транспилятора для использования будущих возможностей JS;
  • и средства запуска задач для автоматизации разных операций в процессе сборки.

Конечно, здесь много куда можно двигаться, особенно новичкам. Для них веб-разработка раньше была прекрасной отправной точкой, потому что можно было легко начать и втянуться в дело. А сегодня это уже не такое простое занятие, в частности из-за разнообразия быстро сменяющих друг друга инструментов.

Но всё не так плохо, как может показаться. Ситуация устаканивается, node-экосистема всё больше воспринимается как жизнеспособный вариант работы с фронтендом. Удобство и согласованность в работе обеспечивается использованием npm в качестве диспетчера пакетов, node-выражений или для работы с модулями и npm-скриптов для запуска задач. И этот рабочий процесс гораздо проще, чем было год-два назад!

Фреймворки сегодня часто поставляются с инструментами, облегчающими начало веб-разработки. В Ember есть , оказавший огромное влияние на из Angular, из React, из Vue и т. д. Эти инструменты обеспечат ваш проект всем необходимым для того, чтобы начать писать код. Но они не волшебные палочки, они лишь правильно всё настраивают для комфортной работы. Нередко вам может понадобиться дополнительно настроить конфигурацию webpack, babel и т. д

И очень важно понимать, что делает каждый из инструментов

С современным JavaScript может быть тяжело работать, потому что он продолжает быстро меняться и развиваться. Но даже если иногда это похоже на изобретение колеса, быстрая эволюция языка помогает продвигать инновации вроде горячей перезагрузки, линтинга в реальном времени и отладки в режиме «машины времени». Сегодня интересно быть разработчиком, и я надеюсь, что эта статья поможет вам спланировать свой собственный путь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector