Работа с атрибутами и dom-свойствами элементов в javascript

Блоки кода и циклы, IIFE

Предыдущие примеры сосредоточены на функциях. Но лексическое окружение существует для любых блоков кода .

Лексическое окружение создаётся при выполнении блока кода и содержит локальные переменные для этого блока. Вот пара примеров.

В следующем примере переменная существует только в блоке :

Когда выполнение попадает в блок , для этого блока создаётся новое лексическое окружение.

У него есть ссылка на внешнее окружение, так что может быть найдена. Но все переменные и Function Expression, объявленные внутри , остаются в его лексическом окружении и не видны снаружи.

Например, после завершения следующий не увидит , что вызовет ошибку.

Для цикла у каждой итерации своё отдельное лексическое окружение. Если переменная объявлена в , то она также в нём:

Обратите внимание: визуально находится снаружи. Но конструкция – особенная в этом смысле, у каждой итерации цикла своё собственное лексическое окружение с текущим в нём

И так же, как и в , ниже цикла невидима.

Мы также можем использовать «простые» блоки кода , чтобы изолировать переменные в «локальной области видимости».

Например, в браузере все скрипты (кроме ) разделяют одну общую глобальную область. Так что, если мы создадим глобальную переменную в одном скрипте, она станет доступна и в других. Но это становится источником конфликтов, если два скрипта используют одно и то же имя переменной и перезаписывают друг друга.

Это может произойти, если название переменной – широко распространённое слово, а авторы скрипта не знают друг о друге.

Если мы хотим этого избежать, мы можем использовать блок кода для изоляции всего скрипта или какой-то его части:

Из-за того, что у блока есть собственное лексическое окружение, код снаружи него (или в другом скрипте) не видит переменные этого блока.

В прошлом в JavaScript не было лексического окружения на уровне блоков кода.

Так что программистам пришлось что-то придумать. И то, что они сделали, называется «immediately-invoked function expressions» (аббревиатура IIFE), что означает функцию, запускаемую сразу после объявления.

Это не то, что мы должны использовать сегодня, но, так как вы можете встретить это в старых скриптах, полезно понимать принцип работы.

IIFE выглядит так:

Здесь создаётся и немедленно вызывается Function Expression. Так что код выполняется сразу же и у него есть свои локальные переменные.

Function Expression обёрнуто в скобки , потому что, когда JavaScript встречает в основном потоке кода, он воспринимает это как начало Function Declaration. Но у Function Declaration должно быть имя, так что такой код вызовет ошибку:

Даже если мы скажем: «хорошо, давайте добавим имя», – это не сработает, потому что JavaScript не позволяет вызывать Function Declaration немедленно.

Так что, скобки вокруг функции – это трюк, который позволяет показать JavaScript, что функция была создана в контексте другого выражения, и, таким образом, это функциональное выражение: ей не нужно имя и её можно вызвать немедленно.

Кроме скобок, существуют и другие пути показать JavaScript, что мы имеем в виду Function Expression:

Во всех перечисленных случаях мы объявляем Function Expression и немедленно выполняем его. Ещё раз заметим, что в настоящий момент нет необходимости писать подобный код.

Метод Object.create()

В ECMAScript 5, кроме литералов объекта и конструктора Object, существует еще один способ создания объектов — с помощью метода Object.create(). Этот метод принимает один обязательный параметр — прототип создаваемого объекта, и второй необязательный — список свойств объекта.

Чтобы создать объект без прототипа, можно вызвать метод Object.create() c параметром null. Т.к. прототипом любого объекта при создании его с помощью литерала объекта или конструктора Object является Object.prototype, создать «обычный» объект можно с помощью Object.create(Object.prototype).

Рассмотрим примеры:

«this» не является фиксированным

В JavaScript ключевое слово «this» ведёт себя иначе, чем в большинстве других языков программирования. Оно может использоваться в любой функции.

В этом коде нет синтаксической ошибки:

Значение вычисляется во время выполнения кода и зависит от контекста.

Например, здесь одна и та же функция назначена двум разным объектам и имеет различное значение «this» при вызовах:

Правило простое: при вызове значение внутри равно . Так что, в приведённом примере это или .

Вызов без объекта:

Мы даже можем вызвать функцию вовсе без использования объекта:

В строгом режиме () в таком коде значением будет являться . Если мы попытаемся получить доступ к , используя – это вызовет ошибку.

В нестрогом режиме значением в таком случае будет глобальный объект ( для браузера, мы вернёмся к этому позже в главе Глобальный объект). Это – исторически сложившееся поведение , которое исправляется использованием строгого режима ().

Обычно подобный вызов является ошибкой программирования. Если внутри функции используется , тогда ожидается, что она будет вызываться в контексте какого-либо объекта.

Последствия свободного

Если вы до этого изучали другие языки программирования, тогда вы, скорее всего, привыкли к идее «фиксированного » – когда методы, определённые внутри объекта, всегда сохраняют в качестве значения ссылку на свой объект (в котором был определён метод).

В JavaScript является «свободным», его значение вычисляется в момент вызова метода и не зависит от того, где этот метод был объявлен, а зависит от того, какой объект вызывает метод (какой объект стоит «перед точкой»).

Эта идея вычисления в момент исполнения имеет как свои плюсы, так и минусы. С одной стороны, функция может быть повторно использована в качестве метода у различных объектов (что повышает гибкость). С другой стороны, большая гибкость увеличивает вероятность ошибок.

Здесь мы не будем судить о том, является ли это решение в языке хорошим или плохим. Мы должны понимать, как с этим работать, чтобы получать выгоды и избегать проблем.

Кнопка мыши: which/button.

После получения события обычно интересно узнать, какая кнопка была нажата. Если, конечно, это не событие , с которым все и так понятно

Для этого в объекте есть два свойства: и , которые содержат числовые значения, соответствующие нажатой кнопке. К сожалению, тут есть некоторые несовместимости.

  Internet Explorer Firefox, Safari Win и Opera Konqueror
ЛЕВАЯ КНОПКА event.which undefined 1 1
event.button 1 1
СРЕДНЯЯ КНОПКА event.which undefined 2 2
event.button 4 1 4
ПРАВАЯ КНОПКА event.which undefined 3 3
event.button 2 2 2

Свойство было изначально изобретено Netscape, а использовалось в Internet Explorer.
Через некоторое время браузеры стали использовать оба и все перепуталось.

В стандарте W3C прописано свойство , которое ведет себя, как в Firefox, т.е:

  • 0 — левая кнопка
  • 1 — средняя кнопка
  • 2 — правая кнопка

Подход создателей браузера Internet Explorer, вообще говоря, более универсальный, так как является 3-битовым числом, каждый бит которого отвечает за кнопку мыши.

Так, (первый бит) установлен в 1, если нажата левая кнопка, (второй бит) установлен в 1, если нажата правая кнопка, и (третий бит) — если нажата средняя.

В результате мы не можем отловить, когда, например, нажаты левая и правая кнопки, а когда только левая или только правая. К сожалению, это можно сделать только в IE.

Удобнее всего — взять за основу свойство , которое одинаково поддерживают почти все браузеры.

Остается лишь составить из для Internet Explorer:

if (!e.which && e.button) {
  if (e.button & 1) e.which = 1
  else if (e.button & 4) e.which = 2
  else if (e.button & 2) e.which = 3
}

Вот универсальный тестовый стенд по определению клавиш. Выбирайте любую мышь и жмите кнопу из любого браузера — ниже появятся названия событий и значения .

Array.isArray

Массивы не
образуют отдельный тип языка. Они основаны на объектах. Поэтому typeof не может
отличить простой объект от массива:

console.log(typeof {}); // object
console.log (typeof ); // тоже object

Но массивы
используются настолько часто, что для этого придумали специальный метод: Array.isArray(value). Он возвращает
true, если value массив, и false, если нет.

console.log(Array.isArray({})); // false
console.log(Array.isArray()); // true

Подведем итоги
по рассмотренным методам массивов. У нас получился следующий список:

Для
добавления/удаления элементов

push(…items)

добавляет элементы в конец

pop()

извлекает элемент с конца

shift()

извлекает элемент с начала

unshift(…items)

добавляет элементы в начало

splice(pos, deleteCount, …items)

начиная с индекса pos, удаляет
deleteCount элементов и вставляет items

slice(start, end)

создаёт новый массив, копируя в него
элементы с позиции start до end (не включая end)

concat(…items)

возвращает новый массив: копирует все
члены текущего массива и добавляет к нему items (если какой-то из items
является массивом, тогда берутся его элементы)

Для поиска
среди элементов

indexOf/lastIndexOf(item, pos)

ищет item, начиная с позиции pos, и
возвращает его индекс или -1, если ничего не найдено

includes(value)

возвращает true, если в массиве
имеется элемент value, в противном случае false

find/filter(func)

фильтрует элементы через функцию и
отдаёт первое/все значения, при прохождении которых через функцию
возвращается true

findIndex(func)

похож на find, но возвращает индекс
вместо значения

Для перебора
элементов

forEach(func)

вызывает func для каждого элемента.
Ничего не возвращает

Для
преобразования массива

map(func)

создаёт новый массив из результатов
вызова func для каждого элемента

sort(func)

сортирует массив «на месте», а потом
возвращает его

reverse()

«на месте» меняет порядок следования
элементов на противоположный и возвращает изменённый массив

split/join

преобразует строку в массив и обратно

reduce(func, initial)

вычисляет одно значение на основе
всего массива, вызывая func для каждого элемента и передавая промежуточный
результат между вызовами

Видео по теме

JavaScipt #1: что это такое, с чего начать, как внедрять и запускать

JavaScipt #2: способы объявления переменных и констант в стандарте ES6+

JavaScript #3: примитивные типы number, string, Infinity, NaN, boolean, null, undefined, Symbol

JavaScript #4: приведение типов, оператор присваивания, функции alert, prompt, confirm

JavaScript #5: арифметические операции: +, -, *, /, **, %, ++, —

JavaScript #6: условные операторы if и switch, сравнение строк, строгое сравнение

JavaScript #7: операторы циклов for, while, do while, операторы break и continue

JavaScript #8: объявление функций по Function Declaration, аргументы по умолчанию

JavaScript #9: функции по Function Expression, анонимные функции, callback-функции

JavaScript #10: анонимные и стрелочные функции, функциональное выражение

JavaScript #11: объекты, цикл for in

JavaScript #12: методы объектов, ключевое слово this

JavaScript #13: клонирование объектов, функции конструкторы

JavaScript #14: массивы (array), методы push, pop, shift, unshift, многомерные массивы

JavaScript #15: методы массивов: splice, slice, indexOf, find, filter, forEach, sort, split, join

JavaScript #16: числовые методы toString, floor, ceil, round, random, parseInt и другие

JavaScript #17: методы строк — length, toLowerCase, indexOf, includes, startsWith, slice, substring

JavaScript #18: коллекции Map и Set

JavaScript #19: деструктурирующее присваивание

JavaScript #20: рекурсивные функции, остаточные аргументы, оператор расширения

JavaScript #21: замыкания, лексическое окружение, вложенные функции

JavaScript #22: свойства name, length и методы call, apply, bind функций

JavaScript #23: создание функций (new Function), функции setTimeout, setInterval и clearInterval

Атрибуты

Элементам DOM, с другой стороны, соответствуют HTML-теги, у которых есть текстовые атрибуты.

Конечно, здесь речь именно об узлах-элементах, не о текстовых узлах или комментариях.

Доступ к атрибутам осуществляется при помощи стандартных методов:

  • – проверяет наличие атрибута
  • – получает значение атрибута
  • – устанавливает атрибут
  • – удаляет атрибут

Эти методы работают со значением, которое находится в HTML.

Также все атрибуты элемента можно получить с помощью свойства , которое содержит псевдо-массив объектов типа .

В отличие от свойств, атрибуты:

  • Всегда являются строками.
  • Их имя нечувствительно к регистру (ведь это HTML)
  • Видны в (за исключением старых IE)

Рассмотрим отличия между DOM-свойствами и атрибутами на примере HTML-кода:

Пример ниже устанавливает атрибуты и демонстрирует их особенности.

При запуске кода выше обратите внимание:

  1. – первая буква имени атрибута написана в верхнем регистре, а в HTML – в нижнем, но это не имеет значения, так как имена нечувствительны к регистру.
  2. Мы можем записать в атрибут любое значение, но оно будет превращено в строку. Объекты также будут автоматически преобразованы.
  3. После добавления атрибута его можно увидеть в элемента.
  4. Коллекция содержит все атрибуты в виде объектов со свойствами и .

Неконфигурируемое свойство

Флаг неконфигурируемого свойства () иногда предустановлен для некоторых встроенных объектов и свойств.

Неконфигурируемое свойство не может быть удалено.

Например, свойство – только для чтения, неперечислимое и неконфигурируемое:

То есть программист не сможет изменить значение или перезаписать его.

Определение свойства как неконфигурируемого – это дорога в один конец. Мы не сможем отменить это действие, потому что не работает с неконфигурируемыми свойствами.

В коде ниже мы делаем «навечно запечатанной» константой:

Ошибки отображаются только в строгом режиме

В нестрогом режиме мы не увидим никаких ошибок при записи в свойства «только для чтения» и т.п. Эти операции всё равно не будут выполнены успешно. Действия, нарушающие ограничения флагов, в нестрогом режиме просто молча игнорируются.

Квадратные скобки

Для свойств, имена которых состоят из нескольких слов, доступ к значению «через точку» не работает:

JavaScript видит, что мы обращаемся к свойству , а затем идёт непонятное слово . В итоге синтаксическая ошибка.

Точка требует, чтобы ключ был именован по правилам именования переменных. То есть не имел пробелов, не начинался с цифры и не содержал специальные символы, кроме и .

Для таких случаев существует альтернативный способ доступа к свойствам через квадратные скобки. Такой способ сработает с любым именем свойства:

Сейчас всё в порядке

Обратите внимание, что строка в квадратных скобках заключена в кавычки (подойдёт любой тип кавычек)

Квадратные скобки также позволяют обратиться к свойству, имя которого может быть результатом выражения. Например, имя свойства может храниться в переменной:

Здесь переменная может быть вычислена во время выполнения кода или зависеть от пользовательского ввода. После этого мы используем её для доступа к свойству. Это даёт нам большую гибкость.

Пример:

Запись «через точку» такого не позволяет:

Мы можем использовать квадратные скобки в литеральной нотации для создания вычисляемого свойства.

Пример:

Смысл вычисляемого свойства прост: запись означает, что имя свойства необходимо взять из переменной .

И если посетитель введёт слово , то в объекте теперь будет лежать свойство .

По сути, пример выше работает так же, как и следующий пример:

…Но первый пример выглядит лаконичнее.

Мы можем использовать и более сложные выражения в квадратных скобках:

Квадратные скобки дают намного больше возможностей, чем запись через точку. Они позволяют использовать любые имена свойств и переменные, хотя и требуют более громоздких конструкций кода.

Подведём итог: в большинстве случаев, когда имена свойств известны и просты, используется запись через точку. Если же нам нужно что-то более сложное, то мы используем квадратные скобки.

Определение объекта

Объект в JavaScript – это неупорядоченная коллекция свойств, состоящая из пар «ключ-значение». Каждое свойство должно иметь уникальное имя (ключ), которое должно быть строкой. Значение свойства может быть любым: как значением простого типа, так и другим объектом.

В JavaScript есть три категории объектов:

  1. Объекты базового типа – это объекты, определяемые спецификацией ECMAScript. Например, Массивы (array), функции (function), даты (date) и регулярные выражения (RegExp) являются объектами базового типа.
  2. Объекты среды выполнения – это объекты, определённые в среде выполнения (такой как web-браузер). Например, объекты типа HTMLElement, представляющие структуру веб-страницы в клиентском JavaScript, являются объектами среды выполнения.
  3. Пользовательские объекты – это любой объект, созданный в результате выполнения программного кода JavaScript.

DOM (Document Object Model)

Document Object Model, сокращённо DOM – объектная модель документа, которая представляет все содержимое страницы в виде объектов, которые можно менять.

Объект – основная «входная точка». С его помощью мы можем что-то создавать или менять на странице.

Например:

Мы использовали в примере только , но на самом деле возможности по управлению страницей намного шире. Различные свойства и методы описаны в спецификации:

DOM Living Standard на https://dom.spec.whatwg.org

DOM – не только для браузеров

Спецификация DOM описывает структуру документа и предоставляет объекты для манипуляций со страницей. Существует и другие, отличные от браузеров, инструменты, использующие DOM.

Например, серверные скрипты, которые загружают и обрабатывают HTML-страницы, также могут использовать DOM. При этом они могут поддерживать спецификацию не полностью.

CSSOM для стилей

Правила стилей CSS структурированы иначе чем HTML. Для них есть отдельная спецификация CSSOM, которая объясняет, как стили должны представляться в виде объектов, как их читать и писать.

CSSOM используется вместе с DOM при изменении стилей документа. В реальности CSSOM требуется редко, обычно правила CSS статичны. Мы редко добавляем/удаляем стили из JavaScript, но и это возможно.

Изменение встроенных прототипов

Встроенные прототипы можно изменять. Например, если добавить метод к , метод становится доступен для всех строк:

В течение процесса разработки у нас могут возникнуть идеи о новых встроенных методах, которые нам хотелось бы иметь, и искушение добавить их во встроенные прототипы. Это плохая идея.

Важно:

Прототипы глобальны, поэтому очень легко могут возникнуть конфликты. Если две библиотеки добавляют метод , то одна из них перепишет метод другой.

Так что, в общем, изменение встроенных прототипов считается плохой идеей.

В современном программировании есть только один случай, в котором одобряется изменение встроенных прототипов. Это создание полифилов.

Полифил – это термин, который означает эмуляцию метода, который существует в спецификации JavaScript, но ещё не поддерживается текущим движком JavaScript.

Тогда мы можем реализовать его сами и добавить во встроенный прототип.

Например:

Вызов родительских методов

В механизме наследования, разобранном выше, есть одно белое пятно. Это — конструктор.

Хотелось бы, чтобы конструкторы всех родителей вызывались по порядку до конструктора самого объекта.

С наследованием через — это очень просто.

Вызов конструктора родителя с теми же аргументами, что были переданы осуществляется так:

function Rabbit(..)  {
	...
	Rabbit.superclass.constructor.apply(this, arguments)

	...
}

Конечно же, аргументы можно поменять, благо apply дает возможность вызвать функцию с любыми параметрами вместо в примере.

Аналогично можно вызвать и любой другой метод родительского класса:

Rabbit.superclass.run.apply(this, ...)

В этих примерах везде в явном виде указано имя класса хотя можно бы попробовать указать , который должен указывать на , т.к объект принадлежит этому классу.

Если так поступить, то будет ошибка при цепочке наследования классов из 3 элементов типа -> -> .

Проиллюстрируем ее на примере:

function foo() {}
foo.prototype.identify = function() {
	return "I'm a foo";
}

function bar() {}
extend(bar, foo)
bar.prototype.identify = function() {
	return "I'm a bar and " +
	this.constructor.superclass.identify.apply(this, arguments);
}

function zot() {}
extend(zot, bar)
zot.prototype.identify = function() {
	return "I'm a zot and " +
	this.constructor.superclass.identify.apply(this, arguments);
}

f = new foo();

alert(f.identify()); // "I'm a foo"

b = new bar();

alert(b.identify()); // "I'm a bar and I'm a foo"

z = new zot();

alert(z.identify()); // stack overflow

Последний вызов приведет к ошибке «too much recursion» из-за того, что , к которому идет обращение в функции обращается к дочернему классу . В результате вызывает сама себя в бесконечной рекурсии.

Правильный способ заключается в явном обозначении класса, т.е …

Оператор instanceOf проверяет принадлежность объекта классу, проходя по цепочке его прототипов, и используя для сравнения свойство prototype.

Логику его работы можно описать так:

function instanceOf(object, constructor) {
   var o=object

   while (o.__proto__ != null) {
      if (o.__proto__ === constructor.prototype) return true
      o = o.__proto__
   }
   return false
 }

Поэтому при правильной структуре прототипов он всегда корректно работает.

У этого оператора есть неприятная особенность при использовании нескольких окон: в разных окнах объекты классов (окружение) разное, поэтому массив из одного окна(фрейма) не будет опознан как Array в другом фрейме.

Впрочем, такая ситуация возникает довольно редко.

Symbol.iterator

Мы легко поймём принцип устройства перебираемых объектов, создав один из них.

Например, у нас есть объект. Это не массив, но он выглядит подходящим для .

Например, объект , который представляет собой диапазон чисел:

Чтобы сделать итерируемым (и позволить работать с ним), нам нужно добавить в объект метод с именем (специальный встроенный , созданный как раз для этого).

  1. Когда цикл запускается, он вызывает этот метод один раз (или выдаёт ошибку, если метод не найден). Этот метод должен вернуть итератор – объект с методом .
  2. Дальше работает только с этим возвращённым объектом.
  3. Когда хочет получить следующее значение, он вызывает метод этого объекта.
  4. Результат вызова должен иметь вид , где означает, что итерация закончена, в противном случае содержит очередное значение.

Вот полная реализация с пояснениями:

Обратите внимание на ключевую особенность итераторов: разделение ответственности

  • У самого нет метода .
  • Вместо этого другой объект, так называемый «итератор», создаётся вызовом , и именно его генерирует значения.

Таким образом, итератор отделён от самого итерируемого объекта.

Технически мы можем объединить их и использовать сам как итератор, чтобы упростить код.

Например, вот так:

Теперь возвращает сам объект : у него есть необходимый метод , и он запоминает текущее состояние итерации в . Короче? Да. И иногда такой способ тоже хорош.

Недостаток такого подхода в том, что теперь мы не можем использовать этот объект в двух параллельных циклах : у них будет общее текущее состояние итерации, потому что теперь существует лишь один итератор – сам объект. Но необходимость в двух циклах , выполняемых одновременно, возникает редко, даже при наличии асинхронных операций.

Бесконечные итераторы

Можно сделать бесконечный итератор. Например, будет бесконечным при . Или мы можем создать итерируемый объект, который генерирует бесконечную последовательность псевдослучайных чисел. Это бывает полезно.

Метод не имеет ограничений, он может возвращать всё новые и новые значения, это нормально.

Конечно же, цикл с таким итерируемым объектом будет бесконечным. Но мы всегда можем прервать его, используя .

Что такое класс?

Итак, что же такое ? Это не полностью новая языковая сущность, как может показаться на первый взгляд.

Давайте развеем всю магию и посмотрим, что такое класс на самом деле. Это поможет в понимании многих сложных аспектов.

В JavaScript класс – это разновидность функции.

Взгляните:

Вот что на самом деле делает конструкция :

  1. Создаёт функцию с именем , которая становится результатом объявления класса. Код функции берётся из метода (она будет пустой, если такого метода нет).
  2. Сохраняет все методы, такие как , в .

При вызове метода объекта он будет взят из прототипа, как описано в главе F.prototype. Таким образом, объекты имеют доступ к методам класса.

На картинке показан результат объявления :

Можно проверить вышесказанное и при помощи кода:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector