Игровой саунд-дизайн: как создать хороший звук для игры
Содержание:
- Направления саунд-дизайна
- Что такое саунд дизайн
- Интерактивный sound design
- Использование готовых семплов
- Обучение на Саунд дизайнера
- Личные качества и должностные обязанности
- Перспективы для саунд-дизайнеров
- 04из 11BBC Sound Effects
- Кто такой sound-дизайнер и чем занимается
- 07из 11NASA Audio Collection
- Sound design в пространстве
- Оплата труда
- Зарплата на 04.11.2020
- Карьера
- Профессиональные знания
- Известные люди этой профессии
- Кто такой саунд-дизайнер, возможность работы в Интернете
- Как стать саунд-дизайнером
- Кому подходит курс
- Чему вы научитесь
- Программа курса
- Нормализация и экспорт
- Остановись, сотрудничай, слушай
- (Не)грамотный саунд-дизайн
- Литература
- 08из 11SampleRadar
Направления саунд-дизайна
Сейчас саунд-дизайном называют все, что звучит в медиаполе. При этом sound design — это одно из направлений в звукорежиссуре. Индустрии трансформируются, изменяется медиарынок, возникают новые запросы. Как следствие — появляются новые профессии. Видео-контента становится все больше, а в аудиовизуальной индустрии 50% восприятия идет через звук. В целом, классическая — это нечто всеобъемлющее, описывающее и запись звука на съемочной площадке фильма, и работу в музыкальной студии, и создание спецэффектов для анимационных фильмов или инфографики.
Режиссура звука — это тонкая работа по управлению эмоциями зрителя через правильные звуковые образы. Каждый раз, когда вы слышите на экране монстра, пролетающий космический корабль, или человека, пробирающегося через заросли джунглей — это работа профессионалов, искусственно создающих звуки под изображение.
Благодаря развитию моушн-дизайна, компьютерной графики и интерактивных медиа, таких как компьютерные игры, появилось большое количество новых рабочих мест.
Сейчас словосочетание «саунд-дизайн» не вызывает удивления. Когда в 2008 году, в кризисное время, я открывал студию звукового дизайна SoundDesigner.Pro, это был определенный риск. Даже поисковые системы не знали об этом направлении и выдавали «сауна-дизайн». Пришлось проводить лекции и рассказывать о том, как звук влияет на восприятие визуальной информации.
На тот момент направление звукового дизайна было незнакомо аудитории, многие думали, что это и есть звукорежиссура. Классический образ — пузатый дядька крутит какие-то ручки на пульте и попивает пиво. Именно это и расстраивало.
Возникла сумасшедшая смелая идея о создании индустрии в России, как бы громко это ни звучало. Многие коллеги в тот момент отвернулись от меня со словами: «Зачем? Работы и так мало. Это очень узкая ниша». Но я видел большие перспективы развития: набирали популярность небольшие ролики, youtube-видео и компьютерные игры. Мобильные гаджеты проникали в наш мир все больше и больше, а они ведь должны быть озвучены.
Однажды я создавал звучание первого в мире телефона с двумя экранами для Yota. Это была уникальная задача, sound design мобильного телефона — это мир противоречий. Например, что такое звук будильника? Это сигнал, который должен вводить в состояние микростресса, раздражать, иначе вы не проснетесь. Однако если же он будет неприятным, вы просто выключите этот будильник и больше не включите. Если пользователь меняет мелодию, пытается заменить назойливый эффект — работа саунд-дизайнера выполнена некачественно. Я решил, что необходимо обучать как можно больше специалистов в этой сфере, чтобы звуки радовали людей. Обучение — это огромные эмоциональные затраты. Однако сколько бы ты ни отдавал, получаешь гораздо больше.
В 2013 году я выбрал Московскую школу кино как площадку для появления первого в России факультета по направлению «Саунд-дизайн». Сначала отказали, так как это направление не показалось существенным для школы. Но через год мы начали сотрудничать. Через два года после этого наши дороги разошлись, я видел большие перспективы развития, нежели один факультет.
В 2015 году я сделал Sound Sunday — День звука в России. В киноцентре «Октябрь» летним жарким днем нас посетили более полутора тысяч человек. Оказалось, что люди интересуются всем, что связано с синтезаторами, музыкой в кино, образованием. Тогда же было объявлено об открытии Института звукового дизайна. Сначала мы запустили 2 направления: звуковой дизайн в кино и музыкальную звукорежиссуру. Через два года количество программ увеличилось вдвое.
Учитывая стремительные изменения рынка, появление интереса к новым формам медиа — компьютерным играм и графике — требуется постоянно обновлять и улучшать программы. Виртуальные миры, 360-видео и интерактивные инсталляции со звуком выглядят гораздо лучше.
Что такое саунд дизайн
Саунд-дизайн – это термин, который пришел в наш язык из Великобритании и обозначает вид творческой деятельности, объектом которого является звук.
Саунд-дизайн или звуковой дизайн — это одно из главных направлений в продакшене звука. Различные видеоролики о продукции компании, обучающие и презентационные видео нуждаются в качественном саун-дизайне
Важно, чтобы картинка полностью соответствовала звуковому сопровождению, поэтому саунд-дизайн нельзя воспринимать как процесс простого наложения звуков и звуковых спецэффектов на картинку. Саунд-дизайн является сложным творческим процессом
Многие звуки (звуки природы, автомобильное движение, бытовые звуки) записываются натуралистически – в микрофон и обрабатываются в процессе пост-продакшена. Но большинство звуковых спецэффектов в видеороликах – это уже записанные звуки, которые могут имитировать звуки леса, воды, удары, движение или использование предметов.
Кто такой саунд-дизайнер?
В своей работе саунд-дизайнер опирается на психологию целевой аудитории видеоролика, особенности акустики и другие аспекты. Для создания качественного продукта желательно применение оригинальной музыки, которая записана «под изображение» и показывает все тонкости сюжета, помогает зрителям понять сюжет или дает повод к размышлениям о его дальнейшем развитии. Диктор зачитывает текст для наложения, дальше происходит запись музыки под ролик или добавляется и монтируется заранее купленная музыка, производится микширование звуковых эффектов.
Саунд-дизайнер в рекламе — это своеобразный человек-оркестр, а не просто тот, кто накладывает на видеоряд пресловутые звуковые эффекты. Он оценивает концепцию ролика и предлагает комплексное звуковое решение.
Главное, на что должен ориентироваться саунд-дизайнер рекламного проекта при работе над звуковым сопровождением, так это на видеоряд рекламного ролика. Каждое действие внутри видеоролика должно иметь свой звук, который будет полностью соответствовать действительности. Например, если сценарий видеоролика предполагает действие на природе, то зритель должен обязательно услышать шум крон деревьев, треск веток, которые ломаются под ногами и пение птиц. Зритель должен поверить в происходящее.
Отличным примером качественного саунд-дизайна является наш видеоролик для компании Bpay.
В нем каждое действие имеет свой уникальный звук, который идеально подходит для происходящего.
Также стоит отметить, что звуковую оболочку любого видеоролика можно создавать не только с помощью качественного саунд-дизайна, но и создавая уникальную дикторскую озвучку видеоролика.
Как определить хороший саунд дизайн?
Качественный саунд-дизайн в видеоролике зритель просто не замечает. В нашем имиджевом видеоролике для аэропорта Пулково отлично сочетается музыка и звуки турбин самолёта, объявления диктора в терминале и голоса детей.
Вместе эти звуки создают динамичную картинку жизни большого аэропорта федерального значения. Саунд-дизайн в видеоролике должен быть настолько органичен, чтобы создавать эффект того, что все так и должно быть.
В этой статье мы постарались наглядно показать и рассказать о том, что такое саунд-дизайн и почему он так важен. Не пренебрегайте качественным звуковым сопровождением своего видеоролика и тогда задачи, поставленные перед продуктом, будут достигнуты.
Интерактивный sound design
Можно разделить звуковой дизайн на несколько современных направлений. Первое — это . К нему относится создание звуков для компьютерных игр, мобильных приложений, инсталляций современного искусства. Саунд-дизайнер должен понимать, как будет воспринят тот или иной звук, поэтому изучение психологии восприятия, коммуникаций, драматургии является необходимой частью обучения. В Институте есть несколько курсов, которые нехарактерны для рынка, за что мы часто получаем упреки коллег. Аудиопрограммирование, операторское мастерство, PR и коммуникации — важная часть работы над проектом. Как минимум, работая в команде, необходимо понимать, что делает другой человек и, несомненно, найти с ним общий язык.
Возьмем самый простой пример. У вас в мобильном телефоне несколько приложений для общения. Скажем, пусть это будут Вконтакте, WhatsApp, Telegram. Каждый раз, когда приходит сообщение, вы понимаете, какое приложение открыть. Звук упрощает коммуникацию с устройством.
Если говорить об окружающем пространстве, звук помогает и тут: вы знаете, что замок открыт, автомобиль завел двигатель без ошибок или что чайник вскипятился. На уровне ощущений вы сразу же понимаете, что дверь открылась.
Я выступаю за концептуальный саунд-дизайн. Возьмем, например, проект для «СИЛЫ света» — презентацию Porsche Macan. Вводных со стороны агентства было немного, пришлось самому полюбопытствовать, «а что же такое Macan»?
Оказалось, это одно из пяти балинезийских божеств — тигр. Это точка входа в концепцию проекта. Сразу задаешь себе вопрос: «Как звучит это божество? Как это будет звучать в автомобиле? Какие музыкальные инструменты у этих народов?». Здесь хорошо срабатывает концепция «А что, если…?». Она подталкивает к изучению, исследованию, и, как следствие, созданию необычных и интересных звуков. «Что если совместить голос тигра и двигатель автомобиля» выросло в концепцию по гранулярному синтезу во время шоу. А национальный музыкальный инструмент гамелан по праву занял место в музыкальной партитуре. Саунд-дизайнер должен записать двигатель автомобиля, найти в библиотеке нужный голос тигра, купить библиотеку сэмплированного гамелана, с помощью синтеза скрестить все эти звуки воедино. В итоге, зрителю передаются уникальные ощущения, и у звука рождается история, подчеркивающая происходящее на экране или сцене.
Использование готовых семплов
Отправной точкой для накрутки своего звука вполне может стать и готовый семпл, взятый из библиотеки. В дизайне звука это распространенный и допустимый метод, потому как от исходного звука мало что остается: мы не просто берем из библиотеки звук и используем его «как есть», а кардинально его меняем. При должной обработке из семпла легко можно сделать совершенно новый звук, который и близко не будет похож на свой исходный вариант.
Для изменения готовых семплов применяют различные техники морфинга по времени, динамике, тональности и спектру – все это можно сделать без единого внешнего плагина. Простой набор инструментов, встроенный во все современные DAW, легко справится с трансформацией звука в новый вид.
Обучение на Саунд дизайнера
На данный момент, многие специалисты данной области признают, что система образования в этой сфере значительно устарела. Однако, есть ряд ВУЗов и коммерческих школ, которые готовят профильных специалистов по дизайну звука.
В Санкт-Петербурге данная дисциплина появилась впервые в 2003 году в Гуманитарном университете Профсоюзов. Она преподавалась в рамках специальности “Режиссура”. ввел такую дисциплину профессор Н.И Дворко. В том же 2003 году он выпустил несколько методических пособий по преподаванию дисциплины “Звуковой дизайн”.
В ВУЗах Москвы преподавание этой специальности началось с 2008 года. Эту дисциплину преподают в следующих столичных университетах.
- Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. Литовчина М.А. Предмет “Звуковой дизайн” входит в состав дисциплины “Звукорежиссура аудиовизуальных искусств”.
- Всероссийский государственный университет кинематографии имени Герасимова С.А. Часто именуется ВГИКом.
- Московская школа кино. В этом образовательном учреждении выделен отдельный факультет “Звукового дизайна и звукорежиссуры”.
Современные реалии таковы, что образования в ВУЗе по делу такого рода недостаточно. Из-за устаревшего подхода и технологий, высшие учебные заведения выпускают специалистов с существенными пробелами в важных областях. Поэтому помимо профильного образования в институте или университете профессионалы данной области рекомендуют окончить специализированные профильные курсы и заниматься самоподготовкой.
Также полезным окажется прохождение практики в постпродакшн-студии в качестве стажера. Здесь можно получить опыт, а также профессиональную оценку специалистов и советы в отношении тех областей, которые необходимо подтянуть.
Кроме того, научиться профессии, помимо перечисленных образовательных учреждений можно и в таких, как:
- New York Film Academy;
- Berklee College of Music;
- YALE School of Drama;
- МИТРО (Московский институт телевидения и радиовещания “Останкино)
Личные качества и должностные обязанности
Специфическая и необычная профессия требует довольно большого количества особых навыков. Специалист должен не только любить звуки и уметь их воспринимать.
Хороший музыкальный слух. Он может быть неидеальным, однако довольно развитым. Специалист должен уметь различать ноты
Важно услышать звук и понять его источник. Без этого не получится создать качественный фоновый шум города, например.
Следует понимать, как звучат разные инструменты, и уметь их отличать
Это важно для создания аудиоэлементов. Большим преимуществом будет умение играть на каких-либо музыкальных инструментах.
Понимание физики звука. Это необходимо для того, чтобы уметь смоделировать звучание в определенных условиях. Например, падающая ложка создаст разный шум в маленькой комнате или на пустом заводе.
Знать особенности восприятия звука человеческим ухом. Такие навыки необходимы для умения смоделировать определенную атмосферу или для создания особого настроения у слушателя.
Умение использовать программы аудиоредакторы. Самыми распространенными считаются Nuendo, Cubase, Adobe Auditi.
Использование аппаратуры для записи звука.
Уметь находить нестандартные способы для решения различных задач.
Усидчивость имеет большое значение в такой сфере. Необходимо делать много рутинной работы.
Внимательность к деталям, организованность и умение правильно распределять время. Обычно специалисты не имеют графика работы, зато есть сроки сдачи готового проекта.
Перспективы для саунд-дизайнеров
Саунд-дизайнером можно стать и не имея музыкального образования. Когда я запустил Институт, предполагал, что к нам придут молодые звукорежиссеры. Оказалось, что я был не прав: саунд-дизайнерами хотели стать и арт-директора Яндекса, инженеры из Boeing, юристы, графические дизайнеры. Оказалось, что совершенно не важен их бэкграунд, если они любят мир звука и хотят создавать и учиться. Многие из выпускников радикально меняли профессию и уходили в мир саунд-дизайна.
За год можно получить необходимые навыки для того, чтобы профессионально работать и продолжать развиваться в этой сфере. На занятиях мы развиваем музыкальный слух, безусловно. Но в том числе и прокачиваем . Во-первых, саунд-дизайн — это : специалисту необходимо прислушиваться к звукам окружающего мира, различать их. Во-вторых, мы учим собственному позиционированию, чтобы саунд-дизайнеры смогли себя продвигать на рынке, находить клиентов не только в России, но и за рубежом.
Многие саунд-дизайнеры работают с зарубежными проектами даже чаще, чем с российскими. Ведь и язык уже не является барьером, для этого есть Google и Yandex-переводчики. Саунд-дизайнер может работать в музыкальной индустрии, создавать звуки для компьютерных игр, озвучивать общественные пространства, выставки, ролики для YouTube.
Активно развивается — это музыка, которая сгенерирована на основе алгоритмов. Мы скоро услышим совершенно новые интересные тембры, созданные компьютером. Звук дает возможность снять напряжение со зрения: если вы пилот самолета или космического корабля, вам нужно учитывать сотни параметров. И звук способен сообщить вам информацию быстрее, не переключая фокус внимания.
04из 11BBC Sound Effects
Ссылка: http://bbcsfx.acropolis.org.uk
В апреле 2018 года британская телерадиовещательная сеть BBC запустила библиотеку звуковых эффектов BBC Sound Effects. В каталог вошло более 16 000 аудиофайлов, использующихся компанией при производстве различного медиаконтента. На момент написания материала сайт проекта работает в стадии бета-тестирования, поэтому иногда библиотека бывает недоступна (основной минус). Файлы распространяются по лицензии RemArc, подразумевающей бесплатность использования в личных, образовательных и исследовательских целях.
Контент организован максимально просто: пользователю доступен бесконечный список звуков в виде таблицы. Таблица сообщает название и описание файла, его длительность и категорию, к которой он относится (последнее пока что прописано не у всех звуков). Контент можно отсортировать по любому из имеющихся столбцов (длительность, описание, название) — все организовано так же, как в любом табличном редакторе. Есть текстовый поиск.
Кто такой sound-дизайнер и чем занимается
Дизайнер по звуку — это специалист, который разрабатывает и отбирает звукошумовой материал, а также размещает звук в структуре аудио- или видеопроекта. В своей работе занимается следующим:
- режиссирует с помощью звука разные проекты (кино, игры, рекламные ролики и т.д.);
- собирает финальный микс из аудиофайлов;
- взаимодействует на речевом озвучивании совместно с режиссёром постановщиком;
- работает в программах аудиоредакторах, таких как Reaper, Pro-Tools, Cubase, Ableton Live, Sound Forge и Audition;
- при необходимости проводит студийную аудиозапись;
- создаёт звуковой дизайн для анимации и видеороликов;
- разрабатывает звуковой дизайн разных персонажей;
- использует в своей работе колористику, психоакустику и ассоциативное мышление;
- работает с разными акустическими источниками;
- записывает и обрабатывает голосовую озвучку.
Помимо этого, звуковой дизайнер занимается музыкальным оформлением вечеринок, разных событий и интерактивных инсталляций.
Подписывайтесь на наши новости
Одно письмо в неделю с самыми актуальными статьями + обзор digital-профессий!
*Нажимая «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных.
07из 11NASA Audio Collection
Ссылка: https://archive.org/details/nasaaudiocollection
NASA Audio Collection представляет собой большой каталог звуковых эффектов, связанных с космосом: всевозможные звуки космических аппаратов (Voyager-1, Apollo 11), записи пресс-конференций NASA, разные звуки космоса.
Возможности сортировки скудные: можно отобрать звуки по году создания, авторству и типу. Взамен этого все файлы распространяются абсолютно бесплатно, являясь международным достоянием. Среди главных минусов можно назвать зачастую недостаточное качество файлов, в которых иногда заметны артефакты и прочие недочеты.
Sound design в пространстве
Лаборатория звука в Институте — это наше отдельное направление. Мы создаем решения для крупных секторов рынка. Электротранспорт требует вовлечения саунд-дизайнера в процесс. Потому что бесшумная Tesla на дорогах будет опасна для пешеходов. Мы проводим исследовательскую работу, создаем гайдлайны и продуктовые решения: как может звучать тот или иной тип транспорта, общественное пространство или виртуальный мир.
Создавать звуковой дизайн безумно интересно. Вот вы берете в руки лист бумаги, надрываете его и можете попробовать переосмыслить звук: ведь почти так же звучит короткое замыкание в электрической цепи.
Вы смотрите кино, ставите музыкальный трек или просите Яндекс.Станцию запустить «какую-нибудь расслабляющую атмосферу», управляете автомобилем или играете в компьютерную игру. Все, что вы слышите — работа саунд-дизайнеров. Обычно человек не задумывается, как это все создается. Он принимает решение на основе субъективных «нравится / не нравится». Наша задача — сделать так, чтобы все звуки соответствовали ожиданиям каждого человека.
Оплата труда
Зарплата на 04.11.2020
Россия 40000—160000 ₽
Москва 80000—180000 ₽
Профессия звукового дизайнера относится к категории высокооплачиваемых. Так для специалиста начального уровня заработная плата, как правило, составляет от 30 тыс. рублей. Для дизайнера более высокого класса и с соответствующим опытом оплата труда может составлять 150-200 тыс. рублей.
Карьера
Данная профессия имеет значительные перспективы. Обусловлено это тем, что рынок аудиовизуальных проектов, а также мультимедиа и музыкальных продуктов с каждым годом значительно расширяется. Сегодня звуковое сопровождение есть даже у корпоративных сайтов. В настоящий момент профессия еще слишком молода. В России подобных специалистов можно найти человек 20-30. Однако, потребность в экспертах подобного класса растет, так как рынок медиа растет значительными темпами.
Профессиональные знания
В работе звукового дизайнера требуются знания в области:
- физики звука;
- психоакустических особенностей.
Кроме того специалистам подобного профиля требуются навыки работы с:
- звукозаписывающей аппаартурой;
- аудио редакторами (Adobe Audition, Sound Forge, Traction, Reaktor).
Известные люди этой профессии
Среди отечественных лидеров отрасли можно выделить таких именитых людей, как Роланд Казарян, Михаил Радченко, Дмитрий Васильев, Илья Степанищев (Decado), Александр Прокопчик (Murart Labs) и многих других. За рубежом популярными дизайнерами звука признаны: Ben Burtt, John Gromada, Walter Murch, Richard Devine, Richard King и прочие.
Кто такой саунд-дизайнер, возможность работы в Интернете
Здравствуйте, друзья! В рамках дальнейшего знакомства с Интернет профессиями, сегодня продолжим обзор профессий, в частности рассмотрим профессию sound designer.
Итак, кто такой саунд-дизайнер? Это специалист по созданию и обработке различных звуков. Вместе с тем, он может писать саундтреки для видео, заниматься звукорежиссурой, умеет озвучивать видео и так далее.
Как работает саунд-дизайнер? Вы наверняка смотрите различные фильмы, видео, где что-то озвучивают, например, природные шумы и другое. Эта работа саунд-дизайнера. Сначала ему дают задачу, к примеру, установить к фильму шум протекающей реки.
Далее он собирает и обрабатывает в специальной аудио-программе звуки. После обработки звуков, можно услышать шум реки для фильма.
Профессия саунд-дизайнер в данный момент только развивается. Есть возможность заработка в Интернете, после получения профессии. Саунд-дизайнер может работать удаленно и в какой-нибудь студии кинематографа.
Далее расскажем, как получить данную профессию, чтобы заработать с ее помощью деньги.
Как стать саунд-дизайнером
Robert Dudzic – саунд-дизайнер, его работы используются в сериале Stranger Things, фильмах Mad Max, Bohemian Rhapsody и многих других
Самостоятельно освоить профессию возможно. Стоит прочитать большое количество учебников, самому разбираться во всех программах по работе со звуком, настраивать их. Но даже при отличной самомотивации и организации своего учебного процесса получить практические навыки в достаточной мере не получится. Для первого заработка нужно долго искать работодателя, который согласится взять неопытного сотрудника, без портфолио. Существует один очень лёгкий способ освоить профессию.
Для этого есть → онлайн-курсы по созданию музыки и звуковых эффектов, которые имеют ряд преимуществ:
- Освоение профессии за несколько недель — можно проходить в удобное время и скорость прохождения выбирать самостоятельно.
- Чётко структурированная информация — вместо самостоятельного поиска материала вы изучаете отобранную специалистами информацию в удобном формате.
- Наработанное портфолио — то, что так часто просят работодатели. Домашние задания помогут с практикой, а работы можно будет предъявить заказчику в качестве портфолио.
- Удобно учиться — формат обучения позволяет получать информацию где угодно, когда угодно и на любом удобном гаджете. Подойдёт даже смартфон.
Кому подходит курс
Вы научитесь работать со звуком с нуля, освоите программу Ableton Live и создадите первые работы для портфолио.
Вы научитесь записывать и очищать звуковые фрагменты — сэмплы, обрабатывать голос и работать с видео. Вы повысите профессиональный уровень и сможете работать на крупных проектах.
Вы расширите знания, освоите Ableton Live на продвинутом уровне и научитесь создавать движение в звуке. Вы сможете заниматься музыкальным оформлением для коммерческих проектов: компьютерных игр, видеороликов и др.
Чему вы научитесь
- работать с техническим заданием на звук;
- работать с акустикой помещений;
- озвучивать объекты в движении;
- разбираться в слоях звука;
- создавать и записывать звуковые эффекты для видео и моушн-роликов;
- обрабатывать речь, синхронные шумы и спецэффекты;
- разрабатывать звуковой образ брендов;
- работать с программой Ableton Live.
Иван Толоконников — сооснователь студии Psypad.
Подробнее о преподавателе смотрите на сайте курса.
Программа курса
В программе 32 учебных модуля из 136 уроков:
- Работа саунд-дизайнера.
- Основы музыкальной теории.
- Создание звуковых эффектов.
- Запись и работа с голосом.
- Цвет в контексте звука.
- Примеры кейсов.
Нормализация и экспорт
Что такое нормализация? Аудиоредактор находит самых громкий пик в файле и повышает громкость пока этот пик не будет дтягивать до 0dB в случае с Ableton, в случае с Audacity максимальный пик можно настроить. Зачем нормализация нужна? Например многие звуки очень тихие и таким образом можно поднять их громкость без искажений.
В Ableton Live при экспорте аудиофайла в диалоговом окне необходимо выбрать пункт Normolize и затем Export.
Рис. 12
В Audacity выделяем нужную область или файл целиком, затем Effects->Normalize. Тут можно ничего не менять, а просто жмякать OK.
Сейчас давайте разберемся с экспортом, потому что тут есть неочевидные моменты. Чтобы экспортировать аудио в Ableton нужно выделить область и нажать Ctrl+L таким образом создастся зацикленный отрезок, границы которого и есть границы будущего файла, затем жмем File->Export Audio/Video появляется окно экспорта рис. 12 Здесь вы можете выбрать все интересующие настройки будущего файла.
Секцию Selection не трогаем мы ее уже настроили на предыдущем шаге. Если вы работали над зацикленным аудиофайлом (loop), то выбираем пункт Render as Loop. Все остальные настройки, если не знаете для чего они, то можно оставить все как на картинке. Тут же можно сделать mp3 версию(есть только в 10 версии программы).
В Audacity после всех манипуляций, выделяем нужную область для экспорта жмем File->Export и нужный формат при выборе пути сохранения можно настроить атрибуты файла.
Рис. 13 Такие настройки для экспорта mp3
Рис. 14 Настройки для wav
Остановись, сотрудничай, слушай
Когда я спрашиваю Семинарио о том, есть ли у него опыт в науке или инженерном деле, он смеется.
«Научная фантастика что ли?», – говорит он.
Хотя навыки, которыми пользуются саунд-дизайнеры, довольно специализированные, ими могут овладеть не только те, кто имеет академическое образование в этой области. Семинарио никогда не был хорошим студентом. Он описывает себя как человека, который едва закончил старшие классы, а после этого несколько лет посещал школу звукорежиссеров. В то же время Ковальски учился в колледже, где изучал маркетинг и психологию. По словам Ковальски, его интерес привязан к музыке, тогда как Семинарио больше увлечен саунд-дизайном. Ему интересно, что звучит хорошо, а что – нет. Обучение от коллег.
Кроме того, их сообщество дружелюбно, всегда готово поделиться и обучиться методам и владению инструментами друг у друга. Создатели Mortal Kombat X, например, используют для своих фаталити те же желтые вантузы, что и Blizzard для создания эффектов к карте «Гробница королевы пауков».
«Мы сделали их буквально за день до того, как вышла статья про Mortal Kombat», – говорит Семинарио.
До каких еще методов додумался саунд-дизайнерский коллективный разум, разобщенный по разным студиям? До сухого льда, говорят Семинарио и Ковальски. Если провести сухим льдом по разным видам металла, он начнет визжать и даже «петь» – из-за быстрых температурных изменений. Трюк, с которым вряд ли знаком кто-то за пределами сообщества саунд-дизайнеров.
«А еще весело, когда идешь в магазин и просишь у них сухой лед, и на тебя бросают такой, знаете, странный взгляд», – добавляет он. Работая над Warlords of Draenor, пятым дополнением к World of Warcraft, Ковальски нужно было записать звуки для Железной Орды, и он отправился в ближайший магазин, чтобы купить несколько больших кусков льда. Сотрудник персонала, который помогал ему, начал что-то подозревать.
«Он такой: “Что ты будешь делать со всем этим льдом?”, – говорит Ковальски. – У тебя лаборатория по варке мета или типа того?”»
«А я такой: “Что? Нет, чувак. Мы с его помощью делаем звуки”».
Blizzard устроена так, что в ее состав входит несколько саунд-дизайнерских команд, которые постоянно конкурируют друг с другом. Но конкурируют в хорошем смысле. Семинарио сравнивает это с факультетами в Хогвартсе – запиши отличный звук и получи 20 очков.
«Это доброжелательная конкуренция, – говорит он. – Это такая образовательная среда, где все друг с другом сотрудничают. Если спросить меня, что является самым ценным ресурсом в саунд-дизайне, и я отвечу – человеческий ресурс. Люди. Знания и опыт, жизненный опыт, которым они владеют… что вы решаете поставить на первый план, а что вы решаете поставить тут».
Саунд-дизайн – это совокупность частей. Это, к примеру, больше, чем просто «Бум!» для взрыва.
«Добавьте сюда “щч-бум!” или типа “бум тщ тщ”. Вот эти мелочи позволяют добиться нужного результата. Они придают звуку характер, индивидуальность. Делают его запоминающимся, – говорит Ковальски. – Мы всегда стремимся сделать именно так. Помните те звуки? Ну, звуки из старых приставочных игр. Все помнят звуки из Марио. Они просто вгрызлись в мозг».
«Что касается современного саунд-дизайна, то мы становимся более… примитивными. У нас появились новые технологии. А в прежние времена, когда музыкальные технологии были, как правило, почти полностью синтезаторными, чтобы звук был запоминающимся, его нужно было сделать более музыкальным».
Команда саунд-дизайна Blizzard, cлева направо: Крис Ковальски, Колтон Кармин, Шон Мину, Педро Семинарио, Гленн Стаффорд
Саунд-дизайнерам нужно залезть игрокам в головы. Им нужно понять ожидания игроков в контексте игры и в отрыве от него. Им нужно получить эмпатию, говорит Семинарио.
«Если вы понимаете, что чувствуют другие люди, то можете сделать так, чтобы они чувствовали то, что хотят чувствовать. А работая со звуком, имеешь дело именно с чувствами, – говорит он. – Ваша точка зрения и ваша способность выбирать вот этот звук, а не тот – это ваш стиль. Ваш голос в саунд-дизайне. Это как пальцы на гитарном грифе, которые создают определенную тональность. Вашу тональность».
«Это как поставить себя на место кого-то еще, – говорит Семинарио. – Нужно пытаться, чтобы был хотя бы легкий привкус нужного чувства».
(Не)грамотный саунд-дизайн
«Некоторым пациентам, видимо, после просмотра американских фильмов начинает казаться, что любой звуковой сигнал подразумевает, что с человеком что-то не так. Что-то запищало — прямая линия — смерть. Например, делаю ЭКГ. Сердечный ритм пациента спокойный. Вдруг сигнал. В глазах ужас, сердцебиение участилось, что такое? А это электрод упал», — рассказывает Виктория Тотрова, студентка пятого курса Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, обучающаяся по специальности «Лечебное дело».
Пищит рентгеновский аппарат — и вот вы уже физически чувствуете, как абсорбируете дозу радиации, которую без звукового оповещения, естественно, не ощутите. Но всё это мы, пациенты, воспринимаем как необходимые издержки, дискомфорт, который мы готовы потерпеть для нашего же блага. Считается, что врач понимает язык всех разноголосых сигналов, считывает информацию и использует ее, чтобы быстрее и эффективнее нам помочь. Но на самом деле облизываем пересохшие губы, нервно сглатываем и терпим раздражающий сигнал мы зря.
По данным American Association of Critical Care Nurses, от 72 до 99% тревожных сигналов, которые издает медицинское оборудование, ложные. Иногда причиной становится малейшее отклонение показателей, а часто проблема и вовсе техническая: отсоединился датчик, разряжается аккумулятор, перебои с вайфаем. Результат давления звуковой завесы на здоровье пациента двоякий, но не двойственный. Усталость от систематически раздающихся сигналов тревоги негативно влияет и на самочувствие пациентов, и на эффективность работы персонала. Наиболее впечатлительные пациенты, услышав настойчивый тревожный сигнал, моментально визуализируют возможные и невозможные страшные исходы, после чего в некоторых случаях уже и после выписки из больницы их мучают кошмары, преследуют галлюцинации, а иногда развивается паранойя.
Медицинский персонал же, напротив, со временем придает сигналам всё меньше значения. «К какофонии как-то привыкаешь, — говорит студентка Виктория. — В отделении пульсометрии, например, постоянно идет звуковой сигнал. Но постепенно перестаешь его замечать, и даже наоборот, отсутствие сигнала вызывает ощущение дискомфорта». Привыкнув к постоянным звукам и приучив свой мозг игнорировать их, медицинский персонал и на «аварийный» сигнал ответит с небольшим промедлением. К тому же, хотя полное выключение звуковых сигналов запрещено, аппаратура зачастую позволяет уменьшить громкость звука.
Литература
- Деникин А. А. Звуковой дизайн в видеоиграх. Технологии «игрового» аудио для непрограммистов. — М.: ДМК Пресс, 2012. — 696 с. — ISBN 978-5-94074-234-0.
- Уайатт Х., Эмиес Т. Монтаж звука в теле- и кинопроизводстве. Знакомство с технологиями и приемами/ пер. с англ. П. Смоляковой; под ред. А. Чудинова. — М.: Изд-во ГИТР, 2006. — 272 с.
- Beauchamp R. Designing Sound for Animation. — Waltham, MA: Focal Press, 2005.
- Gibbs T. The Fundamentals of Sonic Art & Sound Design. — UK: Fairchild Books, 2007.
- Miranda E. Computer Sound Design: Synthesis Techniques and Programming / second ed.. — Oxford: Focal Press, 2002.
- Sonnenschein D. Sound design: The expressive power of music, voice, and sound effects in cinema. — Studio City, CA: Michael Wiese Production, 2001.
- Viers R. The Sound Effects Bible: How to Create and Record Hollywood Style Sound Effects. — Studio City, CA: Michael Wiese Production, 2008.
- Whittington W. Sound design and science fiction. — Austin: University of Texas Press, 2007.
08из 11SampleRadar
Ссылка: https://www.musicradar.com
Популярный англоязычный ресурс о музыке MusicRadar в течение долгого времени собирает на своём сайте коллекцию бесплатных сэмплов SampleRadar. Все звуки в коллекции, которая насчитывает более 60 000 файлов, либо отбираются вручную авторами MusicRadar, либо создаются ими. Все аудиофайлы бесплатны для коммерческого использования, поэтому любой сэмпл можно свободно импортировать в свой трек. В случае, если ваша песня станет хитом, никто не потребует от вас отчислений или указания авторства — удобно.
Сэмплы сгруппированы в тематические наборы и отсортированы по алфавиту и ключевым словам. Раз в несколько недель авторы добавляют новые паки, а иногда обновляют старые наборы. Поиска как такового нет — все звуки можно найти или на странице SampleRadar, или через общий поиск по сайту. На странице наборов доступны примеры для ознакомления и ссылки на скачивание в разном качестве. К слову, для загрузки не нужна регистрация — архивы выложены в свободном доступе.
Дополнительно рядом с каждым паком MusicRadar предлагает полезные статьи по теме набора, его стилю или направлению. К примеру, можно перейти на статью, где рассказывается о каких-либо полезных методиках работы на основе одного из набора сэмплов, при этом в статье будут выложены не только исходные, но и обработанные файлы.