Что такое контент-анализ? примеры

Контент-анализ в психологии

Использование метода контент-анализа в психологии имеет особенности. От исполнителя требуется повышенная квалификация, он обязан точно уметь фиксировать точные результаты, психологические характеристики поступков, особенности поведения. Анализировать признаки неречевого (невербального) взаимодействия участников процесса, графические детали проективных рисуночных методик, анализировать рукописи.

Контент-анализ позволяет выявить психологические характеристики, качества автора текста (коммуникатора). Содержание сообщения исследуется вместе с непосредственным поведением реципиентов актуальной информации. В психодиагностике метод контент-анализ в отличие от содержательного анализа может оцениваться по тем же качественным критериям, что и другие методы: достоверность, валидность, надежность, объективность.

Контент-анализ в психодиагностике является инструментом в стандартизации различных проективных методик. Повышенное качество метода контент-анализа помогает использовать статистический анализ показателей и данных. Особенно часто используется исследователями факторный анализ, ведь он способствует раскрытию латентных факторов, что обуславливают одновременное проявление связанных единичных компонентов.

Контент-анализ в психологии часто выступает самостоятельным методом, а также используется вместе с подобными приемами при освоении не только текстового сообщения, также включаются остальные компоненты коммуникации. Он является вспомогательным в обработке данных, что были получены вследствие применения другого анализа.

Социальная психология рассматривает контент-анализ, как способ, способствующий изучению общения людей, их коммуникаций, отношений, самих субъектов коммуникации, как представителей макро- и микрогрупп. Материалами исследования выступают непосредственно документы, которые используются, как сообщения. Здесь понятие «сообщение» имеет социально-психологическое специфичное значение, акцент фиксируется на динамических особенностях объекта, на участии его в коммуникации. Наблюдается зависимость самого сообщения от свойств коммуникатора и респондента.

Контент-анализ осуществляется в таких процедурах психологического исследования:

— через изучение содержания текстовых сообщений, исследование психологических свойств, их авторов и коммуникаторов;

— исследование явлений психологии, что отображаются в самом содержании сообщений, с включением явлений, которые ранее присутствовали и теперь недоступны изучению иными методами;

— изучение психологии респондента;

— изучение через смысл содержания сообщения, социологической, психологической специфики разных коммуникационных средств, также особенностей создания содержания сообщения;

— изучение психологических факторов воздействия процесса коммуникации на респондента.

Контент-анализ в психодиагностике применяется очень часто. Посредством анализа текущего документа исследователи получают большие возможности в психодиагностировании личности, групп. Не все подряд документы поддаются контент-анализу через наличие проблем с формализацией содержания. Все объекты анализа обязаны отвечать требованиям формализации и статической значимости.

Когда выявлены единицы анализа, определяется частота упоминаний всех смысловых категорий в совокупности всех текстов или иных носителях информации, которые принадлежат изучаемой группе либо одному автору (личности).

Контент-анализ бывает вспомогательным в целях обработки показателей, полученных путем использования других приёмов.

Как эмпирические данные используются личные документы индивида, например автобиография, дневник, письма, материалы коллективной, массовой и групповой коммуникаций (аудиозаписи разговоров, совещаний, дискуссий, объявления, реклама, уставы, приказы), продукты деятельности, литература, искусство.

Контент анализ в психодиагностике выступает вспомогательным средством процесса обработки принятых эмпирических данных, обретённых посредством использования проективных методик, анкетирования, нестандартизированного интервью, опросника.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Дальнейшие действия

После формулировки категорий необходимо выбрать подходящую единицу анализа, например, часть содержания или лингвистический компонент речи, которая является индикатором интересующего явления. Во многих примерах исследования контент-анализа чаще всего исследуемые явления представлены словом, простым предложением, суждением, темой, автором, героем, ситуацией в социуме, сообщением в целом и др.

Сложные виды аналитического исследования используют не одну, а несколько единиц. Изолированные элементы рассмотрения могут быть истолкованы неправильно, поэтому они разбираются в составе развернутых лингвистических структур, определяющих характер разделения текста, в пределах которого идентифицируются единицы контекста. Для отдельно взятого слова предложение является составляющей отрывка, объединенного общим смыслом.

Теперь нужно установить единицу счета. Чаще всего употребляются такие временно-пространственные категории, как количество строк, площадь, время вещания, частота появления признаков в материале.

Необходимым условием является разработка сводной таблицы изучаемого содержания: основного документа исследования, внешний вид которого зависит от типа разбора. К примеру, контент-анализ в психологии использует таблицу, которая является системой скоординированных и субординированных аналитических категорий. Это своеобразная анкета, где каждый вопрос предполагает ряд ответов, определяющих суть текста.

С помощью кодировальной матрицы производится регистрация результатов анализа. Если объем выборки превышает 100 единиц, то используются тетради матричных листов. При количестве исследуемых менее 100 достаточно проведения двумерного или многомерного анализа. Для каждого текста нужно применять свою кодировальную матрицу, что требует кропотливой и трудоемкой работы. Если объем выборки превышает допустимую норму, то сопоставление ключевых признаков анализа осуществляется на компьютере.

Концептуальный анализ

Традиционно контент-анализ как метод исследования в социологии чаще всего рассматривался с точки зрения концептуального анализа. В последнем выбирается концепция для изучения и количество ее вхождений в записанный текст

Поскольку термины могут быть неявными, а также явными, важно четко определить первые до начала процесса подсчета. Для ограничения субъективности в определениях понятий используются специализированные словари

Как и в большинстве других методов исследования, концептуальный анализ начинается с определения вопросов исследования и выбора образца или образцов. После выбора текст должен быть закодирован в управляемые категории контента. Процесс кодирования – это в основном выборочное сокращение, которое является центральной идеей анализа контента. Разбивая содержимое материалов на осмысленные и соответствующие единицы информации, некоторые характеристики сообщения могут анализироваться и интерпретироваться.

Этапы применения контент-анализа

Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа.

Первый этап

Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:

  • заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)
  • один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);
  • заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);
  • сопоставимый размер сообщений (минимальный объём или длина);
  • частота появления сообщений;
  • способ распространения сообщений;
  • место распространения сообщений;
  • время появления сообщений.

При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.

Второй этап

Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определённую на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.

Третий этап

Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно чёткие требования к выбору возможной единицы анализа:

  • она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;
  • она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
  • она должна легко идентифицироваться;
  • число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.

Если в качестве единицы анализа избирается тема, то она также выделяется в соответствии с некоторыми правилами:

  • Тема не может выходить за пределы абзаца.
  • Новая тема возникает, если происходит смена:
    • воспринимающего,
    • действующего,
    • цели,
    • категории.

Существуют также и специальные методики контент-анализа, адаптированные к нуждам исторических и историко-философских исследований.

Четвёртый этап

Выделение единиц счёта, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчёту частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счёта, которыми могут быть:

  • физическая протяженность текстов;
  • площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
  • число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
  • длительность трансляции по радио или ТВ;
  • метраж плёнки при аудио- и видеозаписях,
  • количество рисунков с определённым содержанием, сюжетом и проч..

В некоторых случаях исследователи используют и другие элементы счёта. Принципиальное значение на этом этапе контент-анализа имеет строгое дефинирование его операторов.

Пятый этап

Непосредственно процедура подсчёта. Она в общем виде сходна со стандартными приёмами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, использование компьютерных программ, специальных формул, статистических расчётов.

Обычно составляются таблицы вида:

Единицы анализа Единицы анализа Единицы счёта Единицы счёта
Категории Подкатегории Частота упоминания абсолютная, раз Частота упоминания относительная, %
1 Категория 01 подкатегория 15 32
02 подкатегория 7 15
03 подкатегория 25 53
Итого: 47 100

Шестой этап

Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления.

Качественный контент-анализ[править]

Помимо слов, тем и других элементов, обозначающих содержательную сторону сообщений, существуют и иные единицы, позволяющие проводить качественный или, как он еще называется, структурный контент-анализ. В этом случае исследователя интересует не столько что говорится, сколько как говорится.

Например, может ставиться задача выяснить, сколько времени или печатного пространства уделено интересующему предмету в том или ином источнике или сколько слов или газетных столбцов было уделено каждому из кандидатов во время определенной избирательной кампании.

С другой стороны, могут браться в расчет и другие, возможно, более тонкие вопросы, относящиеся к форме сообщения: сопровождается ли конкретное газетное сообщение фотографией или какой-либо иллюстрацией, каковы размеры заголовка данного газетного сообщения, напечатано ли оно на первой полосе или же помещено среди многочисленных рекламных сообщений

При ответе на подобные вопросы внимание исследователя фокусируется не на тонкостях содержания, а на способе презентации сообщения. Основным вопросом здесь является факт наличия или отсутствия материала по теме, степень его выделенности, его размеры, а не нюансы его содержания

В результате такого анализа часто получаются с куда более надежные измерения, чем в случае исследования, ориентированного на содержание (поскольку формальным показателям в меньшей степени присуща неоднозначность), но зато, как следствие, и куда менее значимый.

Измерения в параметрах, исследуемых в ходе качественного контент-анализа, поверхностно затрагивают само содержание каждого сообщения в отличие от детального и внимательного обследования, необходимого при количественном анализе. В результате качественный контент-анализ обычно более прост в разработке и проведении, а потому и более дешев и надежен, чем содержательный контент-анализ. И хотя его результаты, возможно, удовлетворят в меньшей степени, ибо они дают скорее набросок, чем законченную картину сообщения, но при ответе на конкретный исследовательский вопрос они могут зачастую оказаться вполне адекватными.

Категории контент-анализа

Контент-анализ статьи должен быть, в первую очередь, исчерпывающим, то есть охватывающим все содержание анализируемого объекта и определяющим первоочередные задачи исследования. Все виды исследования должны быть взаимоисключающими, то есть одинаковые компоненты не являются частями разных категорий. Они должны быть надежными, исключать разногласия по поводу принадлежности определенной составляющей содержания к той или иной категории, и, разумеется, уместными, то есть соответствующими поставленной задаче и содержанию аналитического обзора.

Анализируя примеры контент-анализа статей, можно сделать вывод, что некоторые крайности в этой сфере неблагоприятны для конечного результата, например выбор излишне дробных и многочисленных включений, детально повторяющих текст. Нежелательно использование избыточно обширных категорий, приводящих к примитивному и неполному анализу

Необходимо принять к сведению отсутствующие элементы материала, имеющие важное значение для контент-анализа

Анализ новостей пример. Подобные документы

Контент-анализ на примере исследования газеты «Вечерний Ростов»

Проведение контент-анализа газеты и подведение итогов по вопросу попоулярности представленной газеты среди местных газет Ростова. Форма подачи материала, достижение газетой конкурентных преимуществ перед другими изданиями. Локальность подборки статей.

Контент-анализ городской газеты «Ростов официальный»

Тематическая направленность материалов. Жанр, вид, форма и характер публикации. Локальность и герой материала. Вид кодификатора контент-анализа. Кодировочные карточки разных выпусков анализируемой газеты. Общая площадь газеты, журналистские материалы.практическая работа , добавлен 13.06.2012

Анализ газеты «Вечерний Екатеринбург»

Два основных направления в теории массовой коммуникации. Общая характеристика газеты «Вечерний Екатеринбург»: тематика, информационная политика, ориентация, основные цели. Общие условия для функционирования средств массовой коммуникации, ее методы.

Авторский состав современной ставропольской прессы на примере газет «Вечерний Ставрополь» и «Открытая»

Роль автора в журналистской профессии. Воздействие журналистского слова на формирование мировоззрения читателя. Творческая индивидуальность журналиста. Авторский состав региональной прессы. Авторский состав газеты «Вечерний Ставрополь» и «Открытая».

Характерные особенности информационных жанров в PR-публикациях на страницах деловой прессы (на примере газеты «Коммерсант»)

История создания и интересные факты газеты «Коммерсант», Интернет-версия издания, новостные направления. «Черный пиар»: понятие, главные цели. Специфика PR-публикаций в газете, структура подачи материала. Преимущества и недостатки ежедневной газеты.

Изображение человека на страницах газеты «СМ Номер один»

Характеристика газеты «СМ Номер один». Типологические особенности печатного издания. Система текстовых публикаций номера. Тематические линии газеты. Способ изображения личности на страницах печатного издания. Разбор и анализ статей по выбранной тематике.

Проблема метода и жанра в журналистском эксперименте (на материале «Литературной газеты» 1970-х годов)

Взгляды исследователей на понятия «метод» и «жанр» в журналистике. Анализ публикаций «Литературной газеты» 1970-х годов, представленных под рубрикой «Эксперимент «ЛГ»». Практическая значимость эксперимента в условиях развития информационного общества.

Критика современного российского телевидения в «Литературной газете»

Телевидение, как средство воздействия, этапы его становления. Критика российского телевидения на страницах «Литературной газеты». Типологические характеристики издания, дизайн газеты. Анализ материалов телевизионных критиков «Литературной газеты».

Информационная политика газеты «Ставропольские губернские ведомости» (2006–2007 гг.)

Типоформирующие, вторичные и формальные признаки газеты. Особенности информационной политики и жанровой системы газеты «Ставропольские губернские ведомости» за 2006 – начало 2007 гг. Степень влияния смены периодичности на информационную политику.

Анализ системы деловой прессы на примере газеты «Коммерсантъ»

История возникновения и развития деловой прессы в России. Типология деловых изданий, жанры деловой журналистики. Анализ развития современной деловой прессы России (на примере газеты «Коммерсантъ»). Концепция газеты «Коммерсант», основные рубрики, дизайн.

Контент анализ маркетинг. Примеры использования контент-анализа в маркетинговых коммуникациях

Контент-анализ бывает количественным и качественным.

Количественный прост, он подразумевает подсчет слов и словосочетаний в искомом тексте. Но на основе его лишь результатов не стоит делать каких-то категоричных выводов о смысле, посыле или других особенностях текста. В принципе, для проведения такого анализа вам будет достаточно банального Microsoft Word’а.

Качественный куда круче и сложнее. Его задачей является не только подсчет лексических единиц, но и анализ связей между этими единицами. Перед тем как начинать такой анализ, необходимо выделить как минимум цель исследования, смысловые категории и словарь лексических единиц (да, можно сказать, что качественный анализ проводится на базе количественного). Качественный анализ поможет вам выделить и измерить в массе букв то, что может быть незаметно невооруженным взглядом.

Вот несколько простых примеров.

Исследование потребностей

Представим, что вы запускаете новый онлайн-сервис в сфере торговли авиабилетами.

Вам нужно определиться с позиционированием, понять, какие потребности потребителя ещё не опредмечены вашими конкурентами и, в свою очередь, какие пользовательские потребности уже окучены конкурентами по самые гланды.

1) В качестве предмета исследования со стороны конкурента берем его официальную самопрезентацию, интервью и тексты блогов. В качестве предмета со стороны потребителей — их комментарии с площадок конкурентов и просто схожих площадок по тематике.

2) В качестве категориальной матрицы берем всеми любимую пирамиду потребностей А. Маслоу (любопытный факт — сам Маслоу никогда никакие потребности в пирамиду не складывал, более того, впервые термин структуры пирамиды использовали для критики его измышлений по поводу гуманистической психологии). К каждой из выделенных вами категорий внутри пирамиды необходимо создать словарь. В зависимости от вашей лени и программного обеспечения словарь может оперировать лексическими единицами (словами или словосочетаниями) или позариться на смысловое восприятие (например, руководствоваться в том числе определением некоторых предлогов и окончаний слов).

3) Результатом вашей работы будет как минимум отчет по типу представленной ниже картинки (в ней случайные данные). Возможно, вам покажется что результаты были предсказуемы. На этот счет у меня есть для вас два аргумента. Первый — это то, что применение контент-анализа имеет смысл лишь при больших объёмах данных. А второй — перед проведением анализа попробуйте сами, отдельно на листочке, попытаться предсказать результаты анализа, и уверяю, в 70% случаев реальные результаты вас все же удивят.

Исследование негативных отзывов

Предположим, что в адрес вашего бренда внезапно полились потоки негатива, схожие по своей мощи с миграцией населения из Кавказа в Москву. Как понять, атаковал ли вас нечестивый конкурент, или вы действительно безнадежно отстали от современных норм оказания услуг?

Для такой сложной ситуации не стоит ограничиваться одним категориальным подходом, стоит рассмотреть ситуацию с нескольких точек зрения.

Подходящие к случаю «пакеты»:

1) Сравнить лексическую основу подозрительного шквала сообщений с предыдущими, более редкими негативными отзывами.

2) Проанализировать категории причин негативных отзывов и сопоставить их с объективными недочетами производства вашей компании.

3) В большинстве случаев контент волн заказного негатива формируется, на 70% опираясь на истинные слабые стороны атакуемой компании, и на 30% — по тематике сильной стороны компании заказчика. Контент-анализ поможет вам легко распознать те самые сильные стороны, а соответственно, увеличит шанс в определении заказчика.

4) Для закрепления можно обратиться в агентства, оказывающие услуги по инициированию негативных волн. За ноль рублей они предоставят вам коммуникационные матрицы, подходящие к вашей тематике, которые так же можно сравнить с агрессивной к вам волной.

1)  atlasti.com 2)  gesis.org 3)  provalisresearch.com

Популярные ошибки

Специалисты, которые впервые применяют на практике метод контент-анализа, могут получить искаженные результаты. Чаще они связаны с ошибками, которые психолог допустил при исследовании. Наиболее распространенные:

  1. Документы не проверены на подлинность.
  2. Авторство документов не подтверждено.
  3. Для анализа подобраны данные, которые не относятся к гипотезам исследований.
  4. Психолог начал обработку информации раньше, чем была разработана исследовательская программа.
  5. Не продуманы критерии для анализа.
  6. Поставлены некорректные цели для проведения исследования.
  7. Выставленные категории не соответствуют языку, на котором написан документ.
  8. Классификация составлена с нарушением логики.
  9. Не подготовлены методические инструменты. Анализ проводился без них.

Категории должны быть:

Взаимоисключающими — содержание категорий не должно совпадать между собой.
Исчерпывающими — важно, чтобы категории отражали смысл понятий.
Уместными — они должны соответствовать поставленным задачам.
Надежными — важно, чтобы категории не вызывали разногласий, был упорядочены. Иначе может случиться путаница, которая приведет к неточности полученной информации.. Наиболее популярная ошибка — сбор непроверенной информации.

Наиболее популярная ошибка — сбор непроверенной информации.

Люди, которые профессионально занимаются контент-анализом, могут без труда определить особенности, структурные единицы в тексте, составить его краткое содержание, цели автора, его общий настрой

Новичкам в этом направлении важно знать принцип работы метода, его особенности, применяемые инструменты, распространенные ошибки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector