Что нужно знать о сценарии прежде, чем начать его писать

Содержание:

Этап первый – поиск идеи

  1. Мозговой штурм. Это задача для команды: все участники мозгового штурма предлагают свои идеи, и чем больше, тем лучше. Даже кажущиеся абсолютно бредовыми и нелепыми идеи не стоит отвергать сходу, каждое предложение может содержать интересное зерно.
  2. Предварительная фильтрация. А вот на этом этапе уже можно начинать отсев идей, не выдерживающих критики – банальных или непонятных широкой аудитории, а также слишком сложных для реализации. В результате должно остаться несколько самых лучших.
  3. Окончательная фильтрация. Прошедшие предварительный отбор идеи еще раз обсуждаются, оцениваются, на этом этапе полезно посоветоваться с заказчиком, предложив ему несколько вариантов на выбор. В итоге нужно остановиться на одной мысли, которая и ляжет в основу сценария.

От классики к современности

Повествование и его теорию изучает отдельная дисциплина, нарратология. Эта дисциплина становится ценным источником сведений о мышлении — об особенностях восприятия в разных культурах и о когнитивных процессах как таковых.

Вот нарратологические понятия, которые вам наверняка встречались и могут пригодиться при написании своего сценария.

Чеховское ружьё

Знаменитый драматургический принцип, который гласит, что всякий обозначенный в повествовании элемент обязательно должен сработать по ходу действия. Современное искусство склонно нарушать это правило, иногда намеренно развешивая «чеховские ружья» по стенам — для жизнеподобия или иронии.

Приостановка неверия

Все мы в определённой степени прощаем любимым авторам художественные допущения. Не говоря уже о театральном искусстве, которое особенно легко «разоблачить»: смотрите, у актёра на костюме молнии, чего во времена действия пьесы быть не могло, да и приме вовсе не шестнадцать, как её героине! Однако нас останавливает намеренная вера в предлагаемую ситуацию, позволяющая наслаждаться постановкой.

Флешбэк

Аналог ретроспективы в литературном творчестве, ситуация в фильмах и видеоиграх, при которой зритель наблюдает события прошлого. Если в эпоху классицизма считалось, что постановке требуется «единство времени, места и действия», то сегодняшнее искусство располагает к экспериментам. Флешфорвард — приём, посредством которого зрителю дают возможность заглянуть в будущее.

Клиффхэнгер

Иногда повествование обрывается в самый ответственный момент. Например, когда герой готов увидеть последствия своих поступков, либо когда решается его судьба или открываются некие новые обстоятельства, требующие действий. Жестоко по отношению к зрителям и читателям? Возможно, однако этот приём отлично работает на удержание внимания, когда планируется продолжение.

Приквел, сиквел и спин-офф

Не просто слова из лексикона фаната сериалов. Эти приёмы помогут наладить отношения между несколькими ветками повествования, разнесёнными во времени.

6 популярных программ для написания сценариев

Final draft 10

Программа для создания сценариев

Final Draft 10– наиболее популярная программа среди профессиональных сценаристов и режиссеров по всему миру. Final Draft 10 автоматически разбивает на страницы и форматирует ваш сценарий в соответствии с отраслевыми стандартами, позволяя авторам сосредоточиться на написании сценария.Программа автоматически форматирует сценарий, может прочесть его вам вслух и помочь работать с соавторами онлайн. В ней даже есть встроенные шаблоны для таких популярных сериалов, как Игра престолов или Симпсоны.

Платная

Celtx

Программа для создания сценариев

Если ваша просто написать сценарий, то вы можете воспользоваться Celtx бесплатно. Однако если вам нужен полный набор профессиональных функций, таких как написание серийных сценариев, создание раскадровок и отчетов о затратах, то придется заплатить за дополнительный функционал. В полной версии вы сможете превратить сценарий спецификации в сценарий съемки, составить расписание и даже позволить вашим клиентам просматривать и утверждать изменения.Начиная со сценария и заканчивая съемкой, Celtx запускает производство с помощью облачных инструментов планирования, чтобы быстрее создавать более качественный контент.

Бесплатная в базовом варианте

Fade In

Программа для создания сценариев

Fade In Professional Screenwriting Software — продвинутая программа, используемая профессионалами для написания фильмов, телевидения, видеоигр, сцены, радио и многого другого.Появившись на рынке совсем недавно, эта программа успела привлечь внимание известных сценаристов.Он поддерживает несколько языков, инструменты для обрисовки, организации и навигации, а также обширное форматирование сценариев и надежную функциональность для управления изменениями и ревизиями. И это доступно для Windows, Mac, Linux, iPhone / iPad и Android

Бесплатная в базовом варианте

WriterDuet

Интуитивно понятная и удобная программа для написания сценариев.

Имеет функционал для совместной работы на всех этапах создания сценария. Программа сохраняет документ каждый раз, когда сценарист вносит правки, позволяет отфильтровать материал по его автору. С помощью WriterDuet можно определить кто и когда редактировал сценарий, и какие именно слова или фразы были изменены.

Бесплатная в базовом варианте

Amazon Storywriter

Инструмент для написания сценариев

Для работы достаточно иметь учетную запись Amazon. В приложении вы можете сразу заниматься несколькими проектами. Программа будет автоматически форматировать сцены и персонажи. Здесь нет шаблонов, нет функций для совместной работы, нет раскадровок — но в то же время это не требует никаких затрат. 

Бесплатная

КИТ Сценарист

Простая и функциональная программа для написания сценариев

КИТ Сценарист — это программа для создания киносценариев, которая ориентирована на международные стандарты в области кинопроизводства. Программа является полнофункциональной студией для создания историй начиная от рождения идеи и до передачи сценария в производство.

Бесплатная в базовом варианте

О выборе сюжета

Готовясь к написанию сценария для короткометражного фильма (комедии либо драмы), постарайтесь сформировать нестандартную концепцию. Сюжет должен выглядеть несколько гротескно, преувеличено. В качестве вариантов возьмитесь за несколько ситуаций, которые приходят в голову на текущий момент. Сделайте историю странной, вдохновляясь воспоминаниями из глубокого детства либо резонансными событиями в обществе. Видоизменяйте задумки из популярных фильмов. Фантазируйте, раздумывайте над этическими проблемами. Главное, писать о вещах, которые вызывают у вас яркие эмоции, браться за темы, близкие по духу.

Персонажи

Именно персонажи и их поступки заставляют сценарий оживать у вас в голове при прочтении. Плохо прописанные, плоские персонажи испортят даже самый увлекательный сюжет. Читателю и зрителю нужны герои, которым он будет верить, которым он будет сопереживать и чьи образы сможет примерить на себя. Ваша задача — создать таких персонажей, сделать их максимально реалистичными, простыми людьми со своими пороками, изъянами, благодетелями и достоинствами, с логично построенной предысторией.

Персонаж не может быть от начала и до конца положительным, так же как и не должен быть на сто процентов отрицательным — это же не похоже на жизнь, правда? Даже в жанре сказок и комиксов начинают отходить от подобных преувеличений. Постарайтесь наделить ваших героев какими-то необычными качествами, нетипичным поведением или особенной внешностью, сделайте их непохожими друг на друга.

Что же может помочь написать сценарий к фильму на первых порах?

Для начала нам нужно сделать изначальный рывок. Неужели нужно ждать вдохновения? Безусловно, без вдохновения работать очень трудно. В определенной степени это топливо сценариста. Но только я категорически против позиции, что его нужно ждать.

Возможно вдохновение – это составляющая таланта? Можно и так сказать, но подобное определение было бы несколько высокомерным. Значит, талантливый может написать, а не талантливый не может.

Научиться писать профессионально и качественно может каждый!

Поверьте, каждый сможет написать крепко сделанное произведение. Это лишь вопрос упорной подготовки и практики.

На первом курсе мне потребовалось написать 18 короткометражных сценариев, чтобы начать понимать что-то в сценарном мастерстве. Как минимум половина этих работ не выдерживает никакой критики, и иначе, как полная ерунда, я не могу их охарактеризовать. Но каждый из этих коротких метров продвигал меня на сантиметр вперед в понимании того, как следует конструировать кино.

Но вернемся к вдохновению. Его необязательно ждать (хотя бывает, оно сваливается на нас, как кирпич на голову). Его можно у себя вызвать. С моей точки зрения, вдохновение — это вылезающее на поверхность наше подсознание.

Ведь чтобы облечь вдохновение в конкретную форму, мы используем какие-то слова, описываем какие-то события, создаем каких-то персонажей. Всё это не может возникнуть из вакуума. Это не марсиане спускают нам информацию путем гамма-излучения. Это подсказывает наше подсознание, обращаясь к внутренней библиотеке воспоминаний, наблюдений, выводов и т. д.

Совет №2: Адаптируйте аудиальную информацию

Этот совет прямо проистекает из первого, но посвящен не визуальной, а звуковой составляющей, точнее работе диктора.

Помните, что одно дело самостоятельно читать текст с листа и совсем другое — воспринимать его на слух. Руководитель, маркетолог или PR-менеджер чаще всего работает с печатным текстом и совсем редко работает с аудиальной информацией. Поэтому ему тяжело написать текст, который мягко ляжет на уши зрителя. Да что там, хотя бы текст, об который профессиональный диктор не сломает язык!

Пресс-релиз можно начинить узко специализированной терминологией, длинными речевыми конструкциями и фирменным канцеляритом. Иногда это даже будет неплохо читаться с листа бумаги. Но дайте такой длинный текст без пауз диктору, и он сначала задохнется сам, а потом задушит и зрителя.

Речевые интонации и паузы — вообще секретное оружие диктора, которое позволяет ему задать нужный настрой. Не верите? Попробуйте скопировать фрагмент из поэмы Пушкина, закинуть в Гугл Переводчик и нажать кнопку “чтение”. Те же буквы, те же слова, ноль эффекта. Никакого эмоционального отклика!

Подробнее о тонкостях дикторского озвучивания и проблемах, а также их решениях, с которыми сталкивается диктор по ходу своей работы, обсудили с нашим коллегой Александром Лапшиным — руководителем аудиопродакшн студии SoundBox, Председателем Союза Дикторов России:

Структура

Самая распространенная, базовая схема — это трехкратная структура. Она лежит в основе большинства популярных фильмов. Состоит из трех актов:

  • завязка;
  • борьба героя с препятствиями;
  • развязка.

Придерживаться структуры очень полезно для написания сценария — именно она помогает не запутаться в хитросплетениях сюжетных линий, характеров героев и диалогов.

В этом видео раскрываются секреты лучшего сценария.

Акт 1. Вступление и завязка истории

Очень важная часть. Именно в ней должны быть освещены основные стороны конфликта, показан главный герой, место и время будущего фильма. Нужно суметь заинтересовать читателя с первых 8−20 страниц. Ведь если потенциального читателя, а, возможно, в дальнейшем покупателя, не заинтриговать сразу — дальше он читать не станет.

В 1 акте должны быть затронуты следующие вопросы:

  • знакомство с главным героем, его характер, раскрытие с разных сторон;
  • событие, которое послужит завязкой всего сценария;
  • главный злодей, который будет противостоять герою;
  • необходимо обозначить главную цель героя.

В конце 1 акта нужно ввести поворотное событие, которое изменит жизнь главного героя и плавно подведет читателя ко второму акту.

Можно попробовать свои силы сценариста в создании видеоролика. Видео поможет вам в этом.

Акт 2. Борьба главного героя со сложностями на пути к заданной цели

Второй акт — это главная часть. В нем происходит главное противостояние героя и антигероя или борьба главного персонажа с трудностями, встречающимися у него на пути. Второй акт идет самым объемным, поэтому его лучше условно разделить еще на три части.

1 часть второго акта

Начало 2 акта открывается с противостояния двух движущих сил — героя и антигероя. Главный персонаж принимает вызов. Все мосты сожжены, и путь только вперед к назначенной цели.

2 часть второго акта

Препятствия на пути главного персонажа все сложнее и опасней, а цена поражения высока. Ставки поднимаются, и в случае проигрыша герой потеряет все, чем дорожил. Герой оказывается лицом к лицу с большими неприятностями. Заканчивается вторая часть крупным поражением главного героя.

3 часть второго акта

Это своеобразная подготовка к кульминации. Обстоятельства складываются не в пользу героя, кажется, что битва уже проиграна. Главная цель кажется недостижима. Внезапно главный герой получает еще один шанс исправить ситуацию в свою пользу. Он решает продолжать борьбу и стремится к победе.

Акт 3. Главный герой выходит победителем

Последний акт — это наиболее эмоциональная часть. Главный персонаж достигает поставленной цели и выходит победителем из борьбы. Он находит ответы на все загадки и вопросы. Действие подошло к кульминации, после которой наступила развязка истории.

Еще в конце истории нужно отвести небольшое место для того, чтобы показать, как сложилась судьба героев после приключения.

2 эффективных способа придумать сюжет – в этом видео.

С чего не надо начинать писать сценарий к фильму!

Итак, в какой-то неожиданный момент вам в голову пришла гениальная мысль — хочу написать сценарий! Но с чего же начать? Нас поразило побуждение действовать, но что писать — мы понятия не имеем.

Некоторые  кидаются читать публицистическую литературу, к примеру «Историю на миллион долларов» Роберта Макки или «Как хороший сценарий сделать великим» Линды Сегер.

Я считаю, что на первом этапе — это пустая трата своего времени. Почему? Я сам читал эти книги перед поступлением в институт, и вообще прежде, чем написал самостоятельно хоть одну строчку сценарного текста. К чему это привело? Да ни к чему не привело.

Вооруженный до зубов такими терминами как «макгаффин», «катализатор действия», «первое поворотное событие» и пр. ты садишься и… и почему-то всё равно не знаешь, что надо писать!

А все потому, что не стоит забивать голову такими книгами, по крайней мере, пока вы не написали самостоятельно пару сценариев и не набьете шишек на своем опыте.  Хотя  «Историю на миллион долларов» всё равно стоит прочитать после своих творческих мучений.

Но это будет потом. Когда-то, когда уже хотя бы парочка десятистраничных аккуратно отформатированных стопочек текста с названиями будут лежать завершенными.

Сценарий к фильму: образец

Вот так, к примеру, выглядит образец сценария документального фильма, снятого в 2018 году. Он написан в «американском» формате, который оформляется по строгому стандарту.

Во-первых, сценарий пишется только шрифтом Courier New и 12-м кеглем — это позволяет уложить каждую страницу примерно в одну минуту экранного времени. Во-вторых, каждая новая сцена начинается с краткого описания места и времени действия в соответствии с общепринятыми сокращениями. А уже после этого идет описание действия в максимально сжатом формате и диалоги персонажей.

При этом требования разных киностудий могут слегка отличаться, поэтому всегда лучше заранее получить образец приемлемого формата, чтобы в работе ориентироваться на него.

СЦЕНА 37. ИНТ. ДЕРЕВЕНСКАЯ ИЗБА — ВЕЧЕР

Двойная экспозиция: через свиток появляется изображение — ВОЕВОДА держит свиток, на столе рукописи

А вверх Амуром рекою гора, а в ней руда серебряная, а от той горы вверх сидят многия люди деревнями, а в деревнях дворов по пятидесяти и по сту и по полутораста, а пашут пашню, и лошадей и всякой животины и мелкой много, и вина

СЦЕНА 38. ЭКСТ. БЕРЕГ РЕКИ — ДЕНЬ

Ведущий спускается с насыпи к реке Амур

С берегов Лены русские землепроходцы проникли на Амур и первым был письменный глава Василий Поярков. Он принес важные сведения об Амуре, о его богатствах, о народах, его населяющих. Но чтобы получить эти сведения, ему пришлось пройти через очень суровые испытания

Анимация, графика: Карта, по ней плывёт кораблик казаков, показан маршрут их движения

Казаки Василия Пояркова перевалили становой хребет и спустились в долину реки Зея, притока Амура, где поставили зимовье.

Источник статьи: http://tvkinoradio.ru/article/article15143-kak-napisat-scenarij-10-osnovnih-shagov

Форматы записи сценариев.

Русский формат.

Между репликами – действие.

Одно предложение – один кадр. Лучше подходит для киноповести, аналитической программы.

Хр. 1 стр – 1-1,5 минуты.

Образец. СЦЕНА У ФОНТАНА:

Миша увидел Машу. Подошел и, нежно глядя в глаза, сказал:

– Девушка, сколько сейчас времени?

По серьезному лицу Маши пробежала улыбка «счастливые часов не наблюдают»:

– Понятия не имею! – сказала Маша.

И помахала рукой бегущему сквозь толпу с букетом наперерез Паше.

– Я даже знаю, почему, – сказал Миша, глядя ей вслед.

Ему сделалось грустно и легко от того, что однажды, может быть, и его кто-то будет так ждать…

Он даже зажмурился, представив себя на месте Паши.

Когда он открыл глаза, у фонтана уже никого не было.

Европейский формат (кинопьеса).

Смысловая диалоговая история. Удобен для записей скетчей, ток-шоу, интервью, большинства ТВ-продуктов. В основе – диалог. Много режиссерского “воздуха”.

Хр. 1 стр – 2 – 3 минуты.

Ремарки по центру действия.

Виктор: Где мой лимон?

Мария: Иди ты сам за лимоном.

Он встает и идет одеваться.

Образец. Сцена у фонтана:

Миша подходит к Маше.

МИША: Девушка, который сейчас час?

МАША ( улыбаясь ): Понятия не имею!

Маша машет рукой Паше.

МИША: Я даже знаю, почему.

МИША: Счастливые часов не наблюдают.

Американский формат (профессиональный или голливудский).

Каждый эпизод озаглавливается. Либо “ИНТ”. Либо “ЭКСТ” (интерьер – искусственное освещение, экстерьер – натуральный свет).

Хр. 1 стр. – 1 мин. Строго!

ЭКСТ. Парк горького. – У фонтана. День.

Капля фонтанных брызг капает на ладонь карапуза, который тянется из маминых рук к струям. Мама занята разговором по телефону.

Брызги фонтана отскакивают прямо в лицо Маше. Она смахивает влагу с лица, как слезу.

Потом неспешно достает зеркальце, внимательно рассматривает веко, нет ли туши. Убедившись, что нет, оглядывается по сторонам. Видит взгляд Миши. Миша подходит ближе. Маша выжидающе смотрит.

– Девушка, который час?

МАША (пытается сделать лицо серьезным и вдруг улыбается):

Эпизод длится 3-7 минут. Эпизод делится на сцены.

Сцена – 1-2 минуты. Длина кадра – не менее 8 секунд. Кадр – перестановка камеры.

Источник статьи: http://zen.yandex.com/media/id/5d9cd09097b5d400b3b6ec6b/o-tom-kak-pishutsia-scenarii-5d9cd98743863f00b19fac18

Главная идея

Идея — первое, с чего начинается ваш сценарий. При этом хорошая идея еще не означает, что ваш сценарий удастся, зато плохая идея совершенно точно приведет к плохому сценарию.

Будьте придирчивы к тому, что собираетесь положить в основу вашего будущего фильма. Большинство начинающих сценаристов делают именно такую ошибку — считают, будто они придумали замечательную идею, когда на самом деле она совсем не такая свежая и интересная, как они себе представляют.

Кратко запишите свою идею, не больше двух предложений. Хорошая идея должна звучать оригинально, но при этом просто и интересно. Прочтите ее. Так ли это? Проведите эксперимент: соберите мнения знакомых о вашей идее, но не раскрывайте перед ними свое авторство. Если большинство останется незаинтересованным, вам определенно лучше писать о чем-то другом.

Как найти идею

Ищите вдохновение в окружающем мире. Носите с собой блокнот и записывайте туда все интересные мысли, ассоциации и моменты из жизни. Возможно, вы вспомните какую-то историю, которую рассказывал кто-нибудь из родственников или друзей, или подслушаете чей-то разговор на улице — интересная идея может поджидать где угодно и в чем угодно.

Читайте классическую литературу и поэзию

Обратите внимание на музыкальные произведения. Смотрите кино прошлого века и даже мультфильмы

Вы не должны воровать чужие идеи, но позаимствовать общую концепцию, отдельные сюжеты или типажи героев и реализовать все это в оригинальном виде — почему бы и нет.Почитайте новости в Интернете, статьи в газетах и отдельные заголовки, а также не забудьте про биографии — они могут положить начало новому сценарию.

Какой жанр выбрать

Любой жанр имеет свою специфику, поэтому старайтесь выбрать тот, в котором вы лучше ориентируетесь. В итоге самое главное, чтобы выбранный жанр лучше всего раскрывал вашу идею, и вы могли уверенно писать в его рамках.

Этап четвертый – доработка

На этом этапе пригодятся советы друзей. Познакомьте их со сценарием, что они скажут? Человек не обязательно должен быть специалистом в области рекламы или копирайтинга, гораздо важней, чтоб он принадлежал к целевой аудитории, которой адресован ролик. Это проверка того, как зрители воспримут видеоролик с таким сюжетом, видеорядом. Иногда со стороны виднее ошибки или оказывается, что сценаристу не удалось донести свою идею до публики.

Если были выявлены недочеты, или друг внес ценное предложение, сценарий дорабатывается. Окончательная доработка выполняется с учетом замечаний заказчика.

От Аристотеля до Годзиллы

Рассмотрим такой кейс: нужно придумать сценарий образовательного спектакля или квеста, учитывая классические приёмы и актуальную повестку.

1. Для начала нужно определиться с темой. Пусть это будет экология, по случаю года экологии в России.

2. В рамках темы определяем сюжет. В середине прошлого века поп-культура породила целую плеяду кинематографических монстров, которые отражали обеспокоенность состоянием планеты, причём их популярность не утихает до сих пор. Допустим, наш сюжет таков: в местном водоёме пробудилось доисторическое чудовище, которое теперь атакует город. Впишите это событие в местные реалии, интерпретируя историю на свой лад.

3. Протагонистам потребуется достойная цель. Что может быть лучше победы над драконом и защиты родного города?

Кстати, это один из четырёх «главных сюжетов» Борхеса — о штурме и обороне крепости. Начать лучше с мирной сцены, которая резко прерывается появлением чудовища. Это и есть рекомендованные античными классиками перипетии и чередование «хороших» и «плохих» эпизодов.

Это может быть интересно


8 сервисов, которые причешут ваши тексты

4. Поскольку мы помним об экологии и стремимся решать проблемы с помощью интеллекта, методом будет не убийство монстра, за которым могут прийти другие, а грамотная оборона, а также научное расследование, задействующее эрудицию и интеллект. Нужно понять, как именно был нарушен хрупкий экологический баланс края, и что требуется сделать, чтобы все виды могли существовать в мире.

5. Конфликтом в истории станет противостояние между живой природой и цивилизацией, продукты жизнедеятельности которой привели к появлению монстра. Понимание ответственности и вины человечества может стать катарсическим переживанием — например, если окажется, что чудовище, которое изначально казалось воплощением агрессии, всего лишь страдает от боли или пытается защитить детёнышей.

6. В центре любой истории — интересные герои. Придумайте, какие личные мотивы заставляют их справляться с ситуацией именно такими методами. Противопоставьте им антагонистов, требующих ковровых бомбардировок. Впрочем, если ваша история — интерактивный квест, лучше всего, если игроки будут сами разрабатывать своих персонажей, додумывая их характеры и биографию, поэтому рамки не следует делать слишком узкими.

Фантазировать таким образом можно сколько угодно. Чтобы сделать историю обучающей, добавьте задачи из разных областей наук, необходимые для разрешения ситуации. Это может быть работа сейсмографом, проведение опытов, которые позволят судить о том, какие химикаты привели к пробуждению монстра, составление описания вымышленного биологического вида… Словом, всё зависит только от целей и фантазии.

Редактирование сценария

Отложите написанный сценарий в сторону и забудьте про него хотя бы на неделю. Спустя время вам потребуется взглянуть на него свежим взглядом и приступить к редактированию.Помимо вычитки на предмет орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок, вам придется еще многое выкинуть из вашей работы.

Чтобы понять, как писать сценарий к фильму, вы должны уяснить главное правило — в фильме постоянно должно что-то происходить. Зритель не должен скучать! Если он начнет смотреть такой фильм вечером дома, он выключит его сразу же, как только сюжет начнет провисать. Вырезайте все сцены, которые не несут никакой смысловой нагрузки, не подталкивают сюжет к развитию и не содержат выводы для персонажа. Убирайте пустые реплики, ненужные описания целиком и отдельные слова.

Из каких частей состоит сценарий?

Если на руках форма и сюжет – то вы прошли два самых сложных этапа. Осталось только додумать слова ведущих и вставить номера, конкурсы и прочее.

Важным моментом является указание времени, за которое пройдет то или иное выступление. То есть в начале мы указываем 15-30 минут на сбор гостей, за тем вступление (фанфары и слова ведущих) – до 5 минут. Дальше кусочки действий с их хронологией, с учетом смены декораций, объявления номеров, антрактов и так далее. Лучшим чередованием, при выставлении последовательности выступающих, считается лирика с юмором, вокальные номера с хореографическими.

Более массовые, эффектные выступления, розыгрыши призов, награждение грамотами и т.п. приберегите на финал. Не забывайте раскрывать и поддерживать свой сюжет на протяжении всего сценария. Учитывайте время на переодевание участников, если они задействованы в нескольких номерах.

Совет. Подготовьте для себя 2-3 игры с залом, которые не включены с общий ход праздника, и используйте их при возникновении форс-мажорных ситуаций (не успели подготовиться, задержался в уборной, барахлит аппаратура).

Существует такая разновидность сценария, как сценарный план. Это сокращенный вид, без слов ведущих – только перечень номеров. Он хорошо подойдет для звукооператора, чтобы тот не отвлекался, вчитываясь в текст, но видел, что за чем идет. Удобно вывесить такой план в помещении с артистами, которые смогут сами следить за ходом торжества.

Дерзайте творить что-то новое и интересное, поменьше копируйте из интернета, пусть он лишь подбрасывает идеи. Ведь сила вашего сценария в уникальности!

Бабенко Анна Алексеевна

Готовые сценарии праздников и мероприятий смотрите в соответствующем разделе «Сценарии«.

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:

Интерпретация против Ctrl+C

Хорхе Луис Борхес «вечных сюжета», которые обозначают интерес людей к одним и тем же непреходящим проблемам и тропам: оборона города, поиск, долгое возвращение из путешествия и самоубийство божества. Ранее француз Жорж Польти оказался немного щедрее, написав работу «Тридцать шесть драматических ситуаций». Устойчивые сюжетные мотивы переходят из одной культуры в другую, и задача всякого, кто решил создать «что-то своё» — грамотно ими пользоваться.

Таким образом, готовый сюжет можно адаптировать согласно нуждам, почерпнув из него самое важное для ваших целей, а остальное оставив за скобками. Плагиат плох, когда за ним не стоит ничего, кроме простого «копипаста»

Однако не стоит забывать, что искусство по сути своей миметично, то есть, подражательно. Главное, что отличает оригинальную работу — интересная интерпретация.

Например, Гай Ричи недавно снял фильм о короле Артуре — с динамичным действием, быстрой сменой планов и запоминающимися диалогами. Вряд ли эта версия в полной мере соответствует духу британского эпоса, однако там есть и история короля Артура, и характерная манера режиссёра. Стоит ли говорить, что само по себе ожидание героя-спасителя с волшебным мечом — одна из самых древних эпических тем. Её вариацией является, в частности, одна из центральных линий «Игры престолов», и то, что сюжету уже сотни лет, не умаляет интереса зрителей.

Оцените аудиторию

Кадр из фильма «На пороге страха». По идеологическим причинам некоторые фильмы сложно показать в той стране, где их снимали. Так получилось с документальной картиной Герца Франка и Марии Кравченко «На пороге страха», рассказывающей про известного израильского заключённого, которого ненавидят во всей стране

Определившись с темой, будет полезно представить себе потенциальную аудиторию: общий состав, возраст, политические и религиозные взгляды, место жительства (город-миллионник или село), уровень образования. Понимание этих аспектов позволит вам говорить со зрителем на равных, не поднимаясь выше или не опускаясь ниже его уровня. Заранее стоит подумать и том, где будут показывать ваш фильм: если на ТВ, то следует учесть возрастные ограничения и, возможно, смягчить сценарий; если вы планируете участвовать в международных фестивалях, то нужно помнить о культурных различиях.

Сделайте чистовой вариант сценария (актуально для ТВ)

Если у вас есть на руках весь материал (записи интервью, кадры из архивов, съемки на месте действия), вы прописали закадровый текст, подобрали музыку и т.д., то пора составить чистовой вариант сценария, на который будут ориентироваться продюсер, монтажер, помощник режиссера и другие члены съемочной группы. В этой версии вы полностью даете расшифровку интервью, синхронов, закадрового голоса, указываете фрагменты из архива, которые будете использовать, титры и переходы. При этом уместны стандартные сокращения: СНХ (синхрон), ЗК (закадровый голос), INT. (съемка в интерьере), EXT. (съемка на натуре), ЗТМ (затемнение) и т.д.
 
Пример отрывка из сценария телевизионного фильма «Бой с фобией» из портфолио агентства «Медиа Гильдия»:  
Документальный фильм можно снять без предварительного сценария, но без концепции нельзя. Более подробные ответы на волнующие вас вопросы вы найдете в следующих источниках:

  • Алан Розенталь. «Создание кино и видеофильмов как увлекательный бизнес».
  • Сид Филд. «Сценарий. Основы сценарного мастерства».
  • Майкл Рабигер. «Режиссура документального кино и постпродакшн».
  • James R. Martin. «Create Documentary Films, Videos and Multimedia: A Comprehensive Guide to Using Documentary Storytelling Techniques for Film, Video, the Internet and Digital Media Projects».
  • Г.М. Фрумкин. «Сценарное мастерство».
  • Ульям Зинсер. «Как писать хорошо». 

Редактирование сценария

Опытные сценаристы советуют: когда текст уже написан, отложите его в сторону хотя бы на 1−1,5 недели. Потом уже приступайте к редактированию. Это нужно для того, чтобы взглянуть на текст свежим взглядом.

Сценарий проверяется на предмет орфографических ошибок, стилистических и пунктуационных. Следует знать, что для оформления сценария существуют определенные стандарты. Стандарты эти распространяются на оформление титульного листа, размер шрифта, рекомендованное количество страниц, информацию, от какого лица ведется повествование. Скорее всего, придется переделывать некоторые диалоги и выкидывать из текста сцены, которые никак не влияют на развитие сюжета.

Полезные советы от Pixar в этом видео.

Рассмотрим сценарий на примере детского праздника

Перед началом ведущий может немного расслабить детей и прочитать им смешные стихотворения. Показать, как украшено помещение.

Далее детям предлагается пройти в красиво украшенный зал. Это уже займет половину сценария.

Кульминация не должна растягиваться на длительное время. Ставится задача, как она достигла своего кульминационного момента, она должна закончиться и перейти в следующий этап.

Концовка обычно растягивается на пару минут не более. Например, заключительная песня с поклоном.

Из чего состоит детский сценарий:

  • Определитесь с темой.
  • Продумайте сюжетную линию и образ героев.
  • Определитесь с ходом событий.
  • Обязательно стоит включить театрализованные представления.
  • Не забывайте включать в сценарий детские песни.
  • Сюжет должен закончиться сюрпризным моментом (угощения, подарки).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector