Как научиться программировать на любом языке
Содержание:
- Введение в программирование на основе JavaScript
- Парадокс денег в профессии программиста
- Особенности профессии
- Прошивка и отладка программы
- «Джанго» — это танцы?
- Шаг третий. Изучение компиляторов
- Принцип «собаки, кошки и рыбы»
- Методика обучения пошагово
- Разновидности
- Что такое язык программирования
- Как стать веб разработчиком с нуля с помощью курсов — простой способ
- Как написать программу по информатике
- Как стать программистом
- Языки программирования
- Машинный язык
- Шаг четвертый. Первый код
- Как начать обучение
Введение в программирование на основе JavaScript
С этого момента будет использоваться язык программирования JavaScript для приведения конкретных примеров.
Образцы кода будут напечатаны специальным непропорциональным шрифтом и выделены в рамки. Непропорциональный шрифт уравнивает кегельные площадки для каждой буквы. Так задумано, чтобы облегчить разработчикам поиск опечаток в командах. В качестве примера давайте рассмотрим следующие изображения:
Пропорциональный текст
Непропорциональный текст
В предложениях присутствуют следующие ошибки: лишний пробел после слова for, лишний апостроф после слова Alice, а также пропущенная буква в слове without
Возможно, вы все ошибки заметили сразу, но обратите внимание, что их проще заметить на второй картинке, где расположен непропорциональный текст
Работа с данными в коде
Давайте перейдём к практической части и попробуем написать какой-нибудь код. Основным элементом в компьютерной программе является переменная, которая в свою очередь определяет имя для какой-нибудь информации, будь то число или текст. Всегда нужно давать названия данным.
Существует две основные причины, по которым следует именовать данные:
- Вам зачастую не известно, что будет скрываться под переменной. Например, Facebook не знает, когда у вас день рождения, поэтому он использует переменную с общим названием для обозначения даты или обозначения её отсутствия. (Переменные не могут содержать пробелы, поэтому следует разграничивать слова другими символами.) Переменная присваивается любой дате, которую вы введёте, и дальше программа продолжает использовать ваши данные, скрывая их за переменной.
- Вам может быть сложно вспомнить, что значит та или иная переменная. Например, нужно указать компьютеру, что 86-е декабря не является реальной датой. Следовательно, мы где-нибудь должны указать, что в декабре 31 день. Но 31 — это число (данные), поэтому если вы будете использовать 31 во всём своём коде, чтобы таким образом обозначить количество дней в этом месяце, то однажды запутаетесь. Ведь у нас существуют прочие месяцы. Таким образом, можно присвоить числу 31 имя . Теперь вы точно не запутаетесь. Отлично, идём дальше!
Примечание в названиях переменных нельзя использовать апострофы.
Чтобы переменная существовала, её нужно объявить. Объявление переменных служит в роли свидетельства о «рождении» для данных. Давайте посмотрим на пример:
Ключевое слово означает переменную (сокращение от variable). Использование сокращений ускоряет работу с кодом.
Также переменной нужно присвоить значение:
Всё очень просто. Объявляете переменную, присваиваете ей значение и используете везде в коде, например, вместо числа 31.
Следует помнить, что вы также можете объявлять переменные для данных, которые ещё не существуют. Давайте вернёмся к примерам. Вы можете объявить и сообщить приложению, чтобы оно ожидало ввода значения. Всё, что будет введено пользователем для этой переменной, будет использоваться в тексте под именем .
Переменные могут содержать не только даты и числа. Например, вы можете объявить целую строку или фрагмент текста:
Теперь можно где угодно в коде написать и компьютер поймёт, что речь идёт о .
Как насчёт проверки этих утверждений? Давайте протестируем всё, что было сказано выше. Откройте консоль в Google Chrome нажатием клавиши F12 (для владельцев Mac рекомендуется ознакомиться с этой статьёй). Перед вами появится следующее окно:
Убедитесь, что выбрана вкладка «Console», кликните на пустом поле рядом со знаком «больше» (), объявите переменную и присвойте ей значение, а затем нажмите клавишу ввода.
В консоли отображается сообщение из-за того, что строка кода не вывела какие-либо данные, чего, собственно, делать и не должна. Теперь введите название своей переменной в строку и нажмите кнопку ввода.
Примите поздравления! Консоль (которая также служит в роли интерпретатора) понимает вашу переменную. Её значение было выведено в виде текста, который вы ей присвоили. Кстати, вы могли заметить, что были использованы одинарные кавычки, но вы также можете использовать двойные. Только не смешивайте их (т. е. не следует делать ‘так”).
Многие языки программирования требовательны к конкретной информации о том, какую именно переменную вы объявляете. Например, в C++ ключевое слово отсутствует. В C++ слово используется для объявления небольших целых чисел; используется для объявления больших целых чисел; и используются для объявления десятичных чисел, а используется для объявления текста. Но пока что вам не стоит в это вникать, вы сможете подробнее ознакомиться с C++ позже.
Парадокс денег в профессии программиста
Когда новичок заходит на сайты типа HeadHunter и видит вакансии программистов с окладами 100 000, 150 000, 200 000 рублей, у него просто захватывает дух и он мечтает получать столько же. И меня часто спрашивают: «Неужели программисты реально столько зарабатывают?!»
И вот тут парадокс, потому что я отвечаю: «Да, программисты реально столько зарабатывают, но вам столько платить не будут!» Человек удивляется и приходится пояснять.
Хитрость тут в том, что такие деньги платят программистам, а вы — не программист. Для того, чтобы стать программистом мало прочитать книгу или прослушать курс. Программист — это человек, который может закодить программу от начала и до конца. И главное — пройти через стадию отладки. И вот это мало кто может.
Поэтому да, программисты зарабатывают много и способов получения денег у них тоже много. Программист может:
- Устроиться по найму,
- Писать программы на заказ,
- Писать shareware-программы,
- Преподавать программирование,
- Сделать стартап.
Но все это может только настоящий программист, а не новичок-самоучка. Вариант «я ничего не знаю, но быстро учусь» в программировании не работает. Поэтому нужно запомнить парадокс:
- С одной стороны, программистам платят много,
- С другой стороны, программистом не так просто стать.
Если вы поймете этот парадокс, то сразу понятно, почему такие высокие зарплаты — это следствие дефицита квалифицированных кадров.
Особенности профессии
На основе анализа математических моделей и алгоритмов решения научно-технических и производственных задач программист разрабатывает программы выполнения вычислительных работ. Составляет вычислительную схему метода решения задач, переводит алгоритмы решения на формализованный машинный язык. Определяет вводимую в машину информацию, ее объем, методы контроля производимых машиной операций, форму и содержание исходных документов и результатов вычислений. Разрабатывает макеты и схемы ввода, обработки, хранения и выдачи информации, проводит камеральную проверку программ.
Определяет совокупность данных, обеспечивающих решение максимального числа включенных в данную программу условий. Проводит отладку разработанных программ, определяет возможность использования готовых программ, разработанных другими организациями. Разрабатывает и внедряет методы автоматизации программирования, типовые и стандартные программы, программирующие программы, транслятора, входные алгоритмические языки.
Выполняет работу по унификации и типизации вычислительных процессов, участвует в создании каталогов и карточек стандартных программ, в разработке форм документов, подлежащих машинной обработке, в проектных работах по расширению области применения вычислительной техники.
Прошивка и отладка программы
Прошивать микроконтроллеры мы будем с помощью дополнительной программы .
Если микроконтроллера в наличии нет, то его работу можно эмитировать с помощью программы Proteus. Она значительно упрощает процесс отладки программы даже при наличии МК, чтобы его часто не перепрошивать, ведь любой МК имеет конечное число перезаписей, хотя это число и достаточно большое.
При прошивке и отладке МК его удобно располагать на макетной плате, но это вовсе не обязательно. Поэтому для большего удобства пригодится и макетная плата. Существует большой выбор макетных плат, однако я вам рекомендую брать ту, которая имеет по возможности большее число отверстий. Когда мы начнем подключать семисегментные индикаторы, вы оцените преимущества «больших» макетных плат.
Еще один важный элемент, который нам пригодится – это техническая документация на МК, называемая datasheet. В общем, нужно скачать datasheet на микроконтроллер ATmega8.
Итак, полный набор для программирования МК состоит из таких элементов:
1) Atmel Studio
2) Datasheet на ATmega8
3) Proteus
4) AVRDUDE
5) Программатор USB ASP (+ драйвер на него)
6) Макетная плата
7) Микроконтроллер ATmega8
Если микроконтроллера нет в наличии, не стоит откладывать изучение микроконтроллеров на потом, достаточно скачать и установить:
1) Atmel Studio
2) Datasheet на ATmega8
3) Proteus
«Джанго» — это танцы?
Если на все эти вопросы у вас нет ответа (даже приблизительного), вам нужен курс, немалая часть которого посвящена азам вычислительной науки, объяснению типов данных, алгоритмов и обучению синтаксису языка программирования. Пройти такой можно, например, в SkillFactory. Первые 4 месяца вебинаров как раз и посвящены основам. Затем вы сможете перейти к написанию простеньких программ.
В дальнейшем за 9 месяцев вы узнаете, как использовать Python/Django, базы данных и СУБД, javascript и верстку, как поднять веб-сервер и развернуть на домене созданный сайт. Это как раз то, что нужно для фронтенд и бэкенд уровня.
Последний этап курса — поиск и устранение ошибок в написанном коде, автоматическое тестирование приложения с помощью фреймворков, проектирование интерфейсов, передача навыков по решению проблем, возникающих перед фулстек-разработчиком в самом начале выполнения заказа.
Помимо лекций компетентных специалистов на курсе «fullstack-разработчик на Python» вы сможете выполнять домашние задания, решать задачи разного уровня сложности, а также вам будут доступны тренажеры для программирования. В конце курса предстоит пройти тестовое собеседование, что поможет при дальнейшем трудоустройстве.
Шаг третий. Изучение компиляторов
Для справки: Компилятор – это техническое решение, предназначенное для перевода вводимых команд в машинные инструкции, грубо говоря, в нолики и единички, то есть в такую интерпретацию, на которой машина будет понимать, что ей делать.
Собственно, все свои программы вы будете писать, и выполнять именно в компиляторах.
Рис. 4. Free Pascal
Как видим, выглядит он достаточно «старомодно», но программирование начинается именно с этого. Кстати, компилятор C++ выглядит практически так же.
Рис. 5. Turbo C++
Что касается Паскаля, то существует также GNU Pascal, Turbo/Borland Pascal, TMT Pascal и Virtual Pascal. А для С++ можно использовать Borland C++, Visual C++, Dev C++, GCC и Eclipse.
Но это, как мы говорили выше, только начало. Останавливаться на этом нельзя. Когда вы сделали выбор относительно своего направления, можно переходить к более сложным компиляторам.
Вот список наиболее популярных на сегодняшний день компиляторов в зависимости от направлений деятельности:
- Что касается Objective-C, то здесь практикуется работа на Xcode, который можно на сайте apple.com. Если вы решили заниматься разработкой мобильных приложений, обязательно прочитайте нашу статью о работе над программой на iOS. Она как раз предназначена для новичков.
- Если говорить об Assembler и других языках, которые практикуются в робототехнике, то здесь сразу необходимо скачать MASM, если вы работаете на Windows. А вообще, в зависимости от выбранной вами сферы деятельности и компании, на которую вы устроитесь работать, компиляторы могут быть самыми разными. Некоторые фирмы пишут собственные решения для обработки кода. Поэтому, если вы выбрали робототехнику, лучше изучить соответствующие книги и делать все, как там говорится. Об этом мы еще поговорим.
Также существует множество онлайн компиляторов. Они полезны тем, что обслуживают множество языков программирования и не требуют установки – очень удобно!
Вот наиболее популярные из них:
Рис. 6. CodePad на планшете
Это уникальный сервис, который позволяет создать несколько виртуальных компьютеров и делать на них все, что угодно, в том числе и компилировать шифры.
Виртуальные машины будут работать под управлением ОС Ubuntu. На них вы можете хоть удалить системную папку, установить абсолютно любую программу и так далее.
Рис. 7. Koding.Com
А теперь приступим к написанию вашего первого шифра (кода). Сделать это можно даже без книг и длинных инструкций.
Принцип «собаки, кошки и рыбы»
(или принцип причинно-следственной связи)
Представьте, что у вас есть комната. В этой комнате есть кошка и рыба в чаше. Рыба ведёт себя как обычно. В определённый момент происходят 2 вещи: собака входит в комнату, а кошка выходит из комнаты. В то же время рыба начинает петь. Вопрос: что заставило рыбу петь?
Можно рассмотреть много возможностей. Можно предположить, это случилось потому, что вошла собака. А можно предположить, что причина в том, что вышла кошка. А может быть, причина в комбинации обоих событий. Возможно, оба события тут не при чём. А дело в том, что 18:17 — это время превращения рыбы в ведьму. Может быть, все рыбы поют. Некоторые из этих вариантов могут оказаться правдой.
Что действительно важно для программиста, так это уметь изолировать причины изменений. Вы будете сталкиваться с подобными ситуациями на протяжении всего времени, пока вы кодите
В таких ситуациях мы, возможно, захотим спросить себя: можем ли мы симулировать вход собаки без выхода кошки (это может многое прояснить); можем ли мы симулировать выход кошки без входа собаки; можем ли мы полностью воспроизвести обстановку (например, время 18:17), чтобы понять, влияет ли она на пение рыбы, вне зависимости от собак и кошек. И так далее. Очень важно применять методологию для установления причин изменений. Эта способность будет помогать вам снова и снова, пока вы кодите.
Методика обучения пошагово
Итак, как же выглядит самый эффективный путь изучения программирования?
Шаг 1. Выберите программу, которую будет сами использовать.
Не нужно замахиваться на что-то сложное. Смотрите те ситуации, с которыми вы сталкиваетесь. Например, вам не хватает программы для заметок — напишите ее. Или вам хочется заметки автоматически публиковать в своем твиттере — сделайте это.
Главное — не думайте о том, что вы сейчас приступаете к проекту на миллиард долларов. Стартап вас еще ждет, но не сейчас. Программа должна быть самой обычной.
Шаг 2. Поищите аналоги и посмотрите, как они сделаны
Проведите небольшое исследование на тему того, какие программы используются для решения вашей задачи. Потом узнайте на каком языке эти программы написаны, и какие библиотеки были при этом использованы. Можете расспросить опытных программистов на форумах, они подскажут.
Шаг 3. Сразу начните писать программу
Ни завтра, ни через полгода, а вот прямо сегодня. На том уровне знаний, который у вас сейчас есть. Написали текст и запустили на компиляцию. Вы можете возразить: «Да я даже не знаю, что такое компиляция?» Отлично, самое время узнать, что это такое.
Не ждите идеала. Пишите кривой, но работающий код. Запомните: сначала — результат, а потом — оптимизация.
Шаг 4. Заминка
Может получиться так, что некоторые моменты программы заработали сразу, а вот с другими случилась заминка. Тут надо поступать так: параллельно пишите то, то получается и одновременно разбираетесь с тем, что не получается. То есть работу над программой не останавливаете ни на минуту.
Шаг 5. В зачет идет только код
Это одно из главных правил программиста. Вы можете что-либо изучать, искать информацию, задавать вопросы, но главное — это кодирование. Каждый день пишите код.
Шаг 6. Пользуйтесь программой
Каждый день после кодирования начинайте пользоваться своей программой. Записывайте баги и пожелания. Вы будете своим заказчиком. В этом и состоит мотивация.
Шаг 7. Друзья-тестировщики
Если ваши друзья тоже хотят данный функционал, то передавайте им версии программ. Пусть они тоже станут бета-тестерами и генераторами идей.
Разновидности
В программировании на первое место ставятся не только практические навыки, но и идеи специалиста. Программистов можно условно разделить на три категории в зависимости от специализации:
- Прикладные программисты занимаются в основном разработкой программного обеспечения прикладного характера — игры‚ бухгалтерские программы‚ редакторы‚ мессенджеры и т.п. К области их работы также можно отнести создание программного обеспечения для систем видео- и аудио-наблюдения‚ СКД‚ систем пожаротушения или пожарной сигнализации и т.п. Также в их обязанности входит адаптация уже существующих программ под нужды отдельно взятой организации или пользователя.
- Системные программисты разрабатывают операционные системы, работают с сетями, пишут интерфейсы к различным распределенным базам данных. Специалисты этой категории относятся к числу самых редких и высокооплачиваемых. Их задача состоит в том‚ чтобы разработать системы программного обеспечения (сервисы)‚ которые‚ в свою очередь‚ управляют вычислительной системой (куда входит процессор‚ коммуникационные и периферийные устройства). Также в список задач входит обеспечение функционирования и работы созданных систем (драйвера устройств‚ загрузчики и т.д.).
- Web-программисты также работают с сетями, но, в большинстве случаев, с глобальными — Интернет. Они пишут программную составляющую сайтов, создают динамические веб-страницы, web-интерфейсы для работы с базами данных.
Что такое язык программирования
Компьютер — это бесполезный кусок железа, который ни с чем не может справиться самостоятельно. И чтобы получить какой-то результат, нужно написать для него программу — подробный набор инструкций.
Компьютер понимает только машинный код — специальный язык, который очень сложно изучить. Вот как выглядит вывод на экран надписи «Hello, World!» на машинном коде (в шестнадцатеричном представлении):
Чтобы упростить разработку, были созданы языки программирования — с их помощью пишут инструкции для компьютера, которые понятны и человеку. Одним из первых был язык ассемблера. Вот как на нём выглядит вывод надписи «Hello, World!»:
Всё равно достаточно сложно, да? В результате человечество создало более понятные языки программирования, на которых гораздо быстрее писать программы. А чтобы они потом запускались, код переводится в машинный или какой-нибудь промежуточный язык — этот процесс называется компиляцией.
Если язык похож на машинный код, то его называют низкоуровневым. Если же он больше понятен человеку, то — высокоуровневым. C++ сочетает в себе свойства и того, и другого.
Как стать веб разработчиком с нуля с помощью курсов — простой способ
Курсы — это простая подача информации, ответы на все вопросы и своевременная поддержка от преподавателя. Несмотря на то, что за курсы придется платить, они позволят сэкономить уйму времени и начать зарабатывать намного раньше.
Я всегда советую новичкам обучаться у людей, которые готовы передать свой опыт.
В конце 2019 года я уже → опубликовал список лучших курсов по веб-разработке.
Минимальный срок для освоения профессии — 5 месяцев. За это время вам укажут на основные ошибки, помогут их исправить, научат верстке, фронтенд- и бекенд-разработке, и разным языкам программирования.
По окончании курсов вы получите сертификат и актуальные знания, которые позволят зарабатывать. Веб-разработку нельзя выучить за две недели и курсы — это перспективное вложение.
Вы же помните, сколько зарабатывает специалист на начальных этапах?
Преимущество курсов очевидно:
- поддержка преподавателей;
- ответы на все вопросы;
- актуальная информация;
- подтверждение навыков;
- практика для того, чтобы набить руку;
- работы в портфолио.
Да, курсы платные, но общая стоимость, за полгода в некоторых академиях даже не превышает месячную зарплату веб-разработчика.
Многие площадки гарантируют трудоустройство, что тоже немаловажно
Курсы | Самостоятельное обучение | |
Стоимость | От 3 тысяч рублей в месяц | Бесплатно |
Актуальность информации | Актуальная информация на момент проведения курса | Найденная информация может быть устаревшей |
Поддержка | Опытные преподаватели ответят на все вопросы и разберут ошибки | Только на тематических форумах, если повезет |
Практика | Курсы предлагают практические занятия, которые потом можно добавить в портфель | Практика только при наличии заказчиков, готовы работать с новичком |
Гарантия трудоустройства | Да | Нет |
Сертификат | Да | Нет |
Как написать программу по информатике
Компьютер, изготовленный на заводе, подобен новорожденному человеку, он может осуществлять какие-то действия, но не знает как. Но если человек в дальнейшем способен к обучению, то компьютер необходимо научить, то есть, заложить в него программное обеспечение. Компьютер без программы – бесполезная конструкция из железа, пластмассы и проводов.
2. Язык программирования Pascal
Паскаль – язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662) и разработан в 1968-1971 гг. Никлаусом Виртом. Первоначально был разработан для обучения, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.
Паскаль популярен среди программистов по следующим причинам:
- Прост для обучения.
- Отражает фундаментальные идеи алгоритмов в легко воспринимаемой форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы.
- Позволяет четко реализовать идеи структурного программирования и структурной организации данных.
- Использование простых и гибких структур управления: ветвлений, циклов.
- Надежность разрабатываемых программ.
Команду алгоритма, записанную на языке программирования, принято называть оператором.
Программа на Паскале близка по своему виду к описанию алгоритма на Алгоритмическом языке. Сравните алгоритм решения уже знакомой вам задачи – деления простых дробей с соответствующей программой на Паскале:
алг Деление дробейцел a, b, с, d, m, nнач ввод а, b, c, d m:= a x d n:= b x cвывод m, nкон | Program Division;var a, b, с, d, m, n: integer;begin readln (a,b, c,d) ; m:= a*d; n:= b*c; write (m, n) end. |
3. Структура программы на Паскале
Даже не заглядывая в учебник по Паскалю, в этой программе можно все понять (особенно помогает знание английского языка). Структура программы имеет следующий вид:
Источник статьи: http://www.sites.google.com/site/rabotuychenikov/7-klassy-1/algoritmika/8-azyk-programmirovania-pascal-struktura-programmy-na-azyke-pascal
Как стать программистом
Прежде чем писать любую программу нужно заняться определением требований к данному софту, то есть определить, что нужно пользователю, изучить предметную область. В зависимости от этого можно выбирать язык разработки. Так же и при изучении нового языка необходимо определить, какие программы вы хотите писать и, исходя из этого, выбирать материал, который вам нужно выучить.
Для написания сайтов вам потребуется знать HTML и CSS для создания красивого дизайна. Также потребуется JavaScript, чтобы можно было сделать скрипт, выполняющийся в клиентском браузере. Функционал, работающий на стороне клиента, чаще всего реализован на PHP.
Системные программисты обычно пишут на Си и Assembler.
Прикладные программы и программы для бизнеса обычно пишут на С++ или Java.
Прежде чем приступать к изучению конкретного языка программирования с нуля, вы должны изучить элементарные теоретические сведения об алгоритмах, знать что такое условное ветвление, циклы, функции. Также будущему программисту полезно знать математику, иметь представление о системах счисления. Еще нужно уметь читать техническую информацию на английском. Книги обычно устаревают еще до того, как выйдут на русском, ведь нужно время чтобы написать книгу, а потом еще ее нужно перевести на русский, а за это время информация уже успеет устареть.
Начинать самостоятельное изучение лучше всего с поиска обучающих сайтов. Лучше всего если обучение происходит на примере разбора реальных проектов, где вы можете увидеть, как создается интересная для вас программа и увидеть все этапы ее создания. Кроме этого, чтобы научиться программировать, вам следует читать официальную документацию и книги.
Сейчас существует множество различных дистанционных и очных курсов, в которых обучение ведется по специально разработанным профессиональным программам с живым наставником, которому можно задавать вопросы. Единственным недостатком такого способа получения знаний является их высокая стоимость.
Научиться писать программы невозможно без практики. Начинать нужно с небольшого и легкого проекта. Когда вы его закончите, можете приступать к написанию более сложного софта.
Хорошим способом для чайника научиться создавать софт является обучения с помощью наставника. Вам сильно повезло, если среди ваших друзей окажется разработчик ПО, который согласится консультировать вас.
Также, чтобы стать хорошим программистом и не отставать от времени, нужно постоянно следить за новинками.
Языки программирования
В мире существует более тысячи разных языков программирования. Многие из них чуть меньше, чем полностью бесполезны. У вас может быть замечательная карьера, если вы владеете 3-4 языками программирования. Но не пугайтесь, они не такие сложные, как человеческие языки.
Языки программирования зачастую описываются своей парадигмой, которая является способом категоризации видов функций. Например, JavaScript — язык, который может быть запущен в любом веб-браузере, также он заслуженно занимает лидирующие позиции в рейтинге популярности. Он имеет разнообразный набор функций: поддерживает императивные, структурируемые, объектно-ориентированные и управляемые событиями парадигмы. Пока что это может звучать странно для вас, но если вы углубитесь в языки программирования, то поймёте, что значат все эти понятия.
У языков программирования есть одна особенность — если два языка имеют сходство в парадигмах, то, как правило, они схожи и в синтаксисе. После изучения JavaScript вы сможете понять до 75 % кода на Python или Ruby, так как они похожи.
Опытные разработчики рассматривают проблемы с точки зрения алгоритмов — серии шагов, которые нужно выполнить для достижения определённой цели, даже если детали меняются. Давайте разберем это на основе реальных примеров. Рассмотрим сервис покупок Amazon. Каждый раз, когда вы что-либо покупаете, то совершаете примерно одинаковые шаги: откладывание покупок в корзину, выбор способа оплаты, прописывание адреса для доставки, выбор скорости доставки и подтверждение заказа. Для каждой покупки используется один и тот же код (он же алгоритм в данном случае). Разнятся лишь данные (детали). Таким образом, можно прийти к мысли, что алгоритмы могут быть созданы на любом нормальном языке программирования. Вы же помните, что не все они хороши и полезны? Когда вы научитесь выстраивать своё мышление в виде алгоритмов, то язык программирования будет всего лишь вашим инструментом. Иначе говоря, у вас могут быть инструменты для создания космического корабля, но из-за отсутствия правильных мыслей и идей у вас получается создать только дверь для дома, которая должна быть космическим кораблём. Конечно, хорошее знание языка на высоком уровне играет важную роль. Но важнее уметь описывать правильно все процессы.
Машинный язык
Процессор компьютера не способен понимать напрямую языки программирования, такие как C++, Java, Python и т.д. Очень ограниченный набор инструкций, которые изначально понимает процессор, называется машинным кодом (или «машинным языком»). То, как эти инструкции организованы, выходит за рамки данного введения, но стоит отметить две вещи.
Во-первых, каждая команда (инструкция) состоит только из определенной последовательности (набора) цифр: и . Эти числа называются битами (сокр. от «binary digit») или двоичным кодом.
Например, одна команда машинного кода архитектуры ×86 выглядит следующим образом:
Во-вторых, каждый набор бит переводится процессором в инструкции для выполнения определенного задания (например, сравнить два числа или переместить число в определенную ячейку памяти). Разные типы процессоров обычно имеют разные наборы инструкций, поэтому инструкции, которые будут работать на процессорах Intel (используются в персональных компьютерах), с большей долей вероятности, не будут работать на процессорах Xenon (используются в игровых приставках Xbox). Раньше, когда компьютеры только начинали массово распространяться, программисты должны были писать программы непосредственно на машинном языке, что было очень неудобно, сложно и занимало намного больше времени, чем сейчас.
Шаг четвертый. Первый код
Для первого кода мы будем использовать первый язык и первый компилятор, который мы советовали выбирать выше. Это Паскаль и Free Pascal.
Одна из самых простых программ пишется следующим образом:
2Введите следующее: «program ;». То есть если вы хотите, чтобы программа называлась «hello», необходимо ввести «program hello;».
3Введите инструкцию «begin». Это означает, что код, который в дальнейшем нужно будет выполнить, начался.
4Используем одну из самых распространенных в Паскале конструкций «writeln(‘’);». Она просто выводит на экран текст. Который содержится в скобках и кавычках. Мы введем сочетание «Hello, world!». Обычно свой путь в большой мир разработок ПО начинают именно с этого. Таким образом, следующая строчка будет выглядеть как «writeln(‘Hello, world!’);».
5Чтобы закончить исполняемый шифр, введите «end.» (обязательно с точкой в конце).
6Теперь нажмите кнопку «F9», чтобы запустить то, что написали. Вы увидите, как на экране появились слова «Hello, world!». Это и требовалось!
Рис. 8. Самый простой код на языке Паскаль
Чтобы начать свое знакомство с другими языками, в книгах обычно также приводятся инструкции по написанию «Hello, world!», то есть инструкции, которая просто выводит такой простой текст на экран.
Дальше уже идет что-то более сложное.
Итак, вы осилили свой первый шифр! Начало положено. Теперь переходите к интенсивному обучению.
Как начать обучение
На сегодняшний день при написании программы начинающий программист использует много готовых программ. Вот несколько советов, которые помогут вам научиться программированию:
- Наилучшим решением для понимания станет поиск части готового кода, который вы сможете сами модифицировать.
- Начинайте осваивать программирование с маленьких кодов, постепенно увеличивая их, когда научитесь четко ставить задачу перед компьютером.
- Знание математики очень поможет вам в программировании, однако, если вы не являетесь великим математиком, можно обойтись базовыми знаниями.
- Если вы начали программировать для себя, не бойтесь экспериментировать. Если профессионалы скажут, что код слишком сложный, они будут правы, но вы обязательно набьете руку и сделаете все так, как нужно.
Задаваясь вопросом, зачем изучать программирование, подумайте о том, сколько новых дверей перед вами откроется с этими знаниями. Написание программ требует немало времени и усилий от вас, однако, освоив это сложное дело, вы поймёте, что многие команды на рабочем компьютере можно делать в разы быстрее. Если же вы решили заниматься программированием профессионально, то будьте готовы к тому, что со временем у вас будет очень хороший заработок при условии постоянного совершенствования и обучения. В любом случае быстрее освоить программирование поможет хорошая память, внимательность и способность концентрироваться. Все эти навыки можно улучшить с помощью тренажёров Викиум.