Цели, методы и этапы проведения комплексной оценки персонала
Содержание:
- Цели и задачи оценки
- Метод анкетирования
- Метод оценки на основе моделей компетентности
- Внедрение модели системы управления эффективностью персонала
- MBO (Management by Objectives)
- Основные методики
- 2.4 Назначение, принципы организации и цели современной оценки персонала
- Как проводить анализ эффективности использования персонала предприятия
- Методы оценки персонала в организации
- Оценка персонала: немного общей информации
- Метод деловых игр
- Резюмируем
- Виды критериев оценки персонала
- Ошибки и сложности во внедрении системы оценок
- Метод «360 градусов»
Цели и задачи оценки
Главная задача оценки – это получить данные о профессиональных и личностных качествах сотрудников, их эффективности.
Кадровую политику в организации легко оптимизировать, если применять методы оценки персонала, потому что они, можно сказать, идут рука об руку. Рассмотрим на примере. Предприятие по производству декоративной косметики последние 10 лет работало, как и многие другие компании: сотрудников там нанимали по мере необходимости, на обучение отправляли всех подряд – там не было четкой стратегии по развитию и найму персонала.
Все изменилось, когда руководство стало внедрять оценку штата. Благодаря ей стало понятно, что метод подбора менеджеров в их компании работает не очень эффективно, потому что нанятые работники оказываются недостаточно квалифицированы для занимаемой должности.
Раньше всех руководителей раз в год отправляли на курсы «Эффективное управление подчиненными». Но после оценки их способностей и знаний стало ясно, что руководитель технологического отдела хорошо разбирается в психологии управления, но у него недостаточно знаний в технологической сфере – из-за этого часто возникают недопонимания с подчиненными. То есть ему не нужны курсы по управлению кадрами, руководителю лучше подтянуть знания в технологической сфере.
После этого на предприятии работников разбили на группы и отправили на курсы, которые подтянут их слабые стороны.
Также благодаря оценке эффективности штата стало легче проводить кадровое планирование. Теперь видно, что КПД менеджеров по продажам низкий, поэтому надо нанять более квалифицированных сотрудников, а на производстве среди рабочих большая текучка. Здесь есть три пути:
- можно поменять стратегию найма, чтобы отбирать более мотивированных кандидатов;
- можно повысить зарплату или внедрить другие системы поощрения и мотивации;
- можно расширять кадровый резерв рабочих, чтобы всегда можно было быстро нанять нового сотрудника.
После внедрения оценки штата люди стали более ответственно подходить к работе. Ведь если не соответствовать заявленным требованиям, на месте тебя больше держать не будут.
Таким образом, оценка решает следующие задачи:
- мотивирует сотрудников;
- помогает развивать персонал;
- дает информацию о характеристиках и эффективности кадров;
- определяет потребности компании в работниках.
Цели оценок:
- найм людей, которые максимально соответствуют должности;
- создание четкой базы критериев, по которым будут отбираться кадры;
- повышение трудовой дисциплины;
- оценка потенциала штата;
- оптимизация расходов на обучение.
Мы сказали, что оценка персонала – это затратный процесс. Да, на него придется выделять время и деньги. Однако многие компании тратят больше средств на неэффективный подбор кадров, массовое обучение, которое ни к чему не приводит, теряют деньги из-за простоев, потому что на предприятии большая текучка и т.д. Это происходит, потому что нет понимания, какие сотрудники нужны организации, какие в ней люди работают, по каким критериям нужно судить специалистов.
То есть правильная оценка – это не затраты, а инвестиция, благодаря которой вы сэкономите на найме кадров и повысите производительность компании.
Метод анкетирования
Этот метод применяется при найме персонала. Он считается наиболее простым для качественного анализа. Проводится он с помощью анкеты, которая содержит классические вопросы: «Желаемый уровень заработной платы», «Опыт работы», «Какие преимущества вы видите в работе?», «Какие бонусы вы бы хотели получать на будущей работе?».
Как с помощью анкеты выбрать кандидата?
Представьте, что у вас есть два кандидата, которые заполнили анкету на должность администратора.
Первый кандидат не имеет опыта работы, но требует зарплату опытного профессионала. Его приоритеты в работе – это хорошая оплата и близкое размещение офиса к дому.
Второй кандидат заинтересован в профессиональном развитии и стремится подниматься по карьерной лестнице.
Делая вывод из информации, мы понимаем, что предпочтение на первых этапах отбора отдадим второму кандидату.
Преимущества метода анкетирования:
- удобный;
- быстрый;
- недорогой.
Недостатки метода анкетирования:
сложно понять, насколько правдиво кандидат распишет все свои цели, навыки, умения и т.д.
Метод оценки на основе моделей компетентности
Этот метод основывается на навыках, знаниях и умениях сотрудника, на его деловых и интеллектуальных качествах. Если компетенция сотрудника не соответствует работе в компании или же навыков недостаточно, составляется индивидуальный план развития.
Есть 3 вида компетенций:
1. Корпоративные
2. Управленческие
3. Функциональные
Как работать с методом? Нужно составить компетенции непосредственно для должности и рядом указать поведенческие индикаторы – то, что сотрудник выполняет.
Например, при компетенции «Командная работа», индикатором будет то, как сотрудник себя ведет в команде, как он взаимодействует с коллегами, помогает ли он в решении спорных вопросов и т.д.
После проведения оценки этим методом, HR-специалист понимает, в какую сторону нужно развивать сотрудника.
Преимущества метода оценки на основе моделей компетентности:
- помогает разработать оптимальный индивидуальный план развития для сотрудника;
- выполнение индивидуальных планов в работе является предметом оценки и самооценки, а также независимой экспертизы.
Недостатки:
- интерпретация понятной компетенции;
- компетенции описывают поведение, а не объясняют его;
- трудоемкость и дороговизна разработки;
- «типовые» модели компетенций применимы ко всем работам и ни к одной в точности.
Внедрение модели системы управления эффективностью персонала
Внедрение технологии управления эффективностью работы персонала обычно занимает с «нуля» два – три года. Почему так долго?
Прежде всего примерно три – четыре месяца занимает разработка критерия оценки персонала: модели компетенций. Затем валидизация и тестовое использование модели компетенций с ее дальнейшей корректировкой занимает год. Сотрудники за это время «привыкают» к модели компетенций, как критерию оценки персонала. Они проводят оценку по модели компетенций. Дают обратную связь о корректировке модели компетенций. В это время нет привязки эффективности работы к вознаграждению.
Разработка тестов — процесс постоянный. Главное, правильно установить какую долю занимают знания в общей структуре критерия оценки персонала: «Компетентность». Поэтому специально время под этот процесс мы не выделяем, и он идет параллельно с другими процессами.
Следующим важным этапом является тестовое использование системы управления эффективностью персонала с привязкой к оплате труда. Как правило мы этим начинаем заниматься через год, когда модель компетенций становится понятной персоналу
Здесь важно обратить внимание насколько система управления эффективностью, при ее использовании, является эффективной. Как она влияет на мотивацию персонала. Как это влияет на соотношение результативности работы сотрудников и изменением ФОТа
Как это влияет на соотношение результативности работы сотрудников и изменением ФОТа.
В результате внедрение системы управления эффективностью деятельности персонала идет поэтапно (мы постарались отразить этапы выше). Более подробно читайте в нашем блоге. Мы планируем поделиться реальными кейсами из нашей практики.
MBO (Management by Objectives)
В методе управления по целям, все цели и задачи компании разбиваются сверху вниз, то есть идет глобальная задача, потом задача компании, затем задача подразделения, задача команды и таким образом опускаемся к задачам сотрудников.
С помощью этого метода, можно четко понять и сформировать цели для каждого отдела.
Этапы процесса управления по целям:
Формулировка целей. Происходит создание и формирование целей для каждого отдела, команды и сотрудника.
Разработка планов их достижения. Планы должны быть понятными и прозрачными, чтобы они были реально достижимыми.
Контроль, измерение и оценка результатов. Происходит по итогу определенного периода.
Меры по улучшению качества работы. Чтобы увеличить эффективность работы и показать лучшие результаты.
Критерии успешного выполнения метода управления по целям:
- цели устанавливаются сверху вниз для всех уровней компании;
- цели и задачи устанавливаются по принципу SMART;
- целей не должно быть много;
- устанавливать цели может как руководитель, так и сотрудник с последующим обсуждением и согласованием;
- для оценки достижения целей определяются KPI;
- сотрудник/отдел должен быть обеспечен необходимыми ресурсами для достижения поставленных задач;
- должна регулярно проводится оценка результатов деятельности.
Основные методики
Все основные методики разделяют по направленности: качественные, количественные, комплексные и комбинированные. Они отличаются критериями оценки и набором инструментов, который применяется HR-отделом или руководством.
Качественные методы оценки персонала.
1. Матричный. Предусматривает сравнение характеристик сотрудника с изначально заданными (эталонными). Этот метод наиболее простой и распространенный.
2. Метод произвольных характеристик. Предполагает определение самых лучших достижений сотрудника и его сильных сторон. Данные сопоставляются с наиболее грубыми ошибками в работе, из чего делаются выводы об успешности и эффективности.
3. Метод оценки выполнения поставленных задач. Позволяет получить обобщенные выводы о работе сотрудника, т. к.оценивает его трудовую деятельность в целом (часто в результате беседы).
4. Метод «360 градусов», включающий оценку каждого работника руководством, коллегами, подчиненным персоналом и самооценку.
5. Метод групповой дискуссии. Предполагает открытое обсуждение результатов работы сотрудника с экспертами, представителями HR-службы и руководством.
Комбинированные методы оценки персонала.
1. Метод тестирования. Оценивает персонал по итогам выполнения поставленных задач.
2. Метод суммирования оценок. Необходимо оценивать по заданной шкале все характеристики работника, после чего средний показатель сравнивается с эталонным.
3. Метод группировки. Предполагает объединение работников в группы по результатам работы.
Количественные методы.
1. Ранговый. Составление рейтингов успешности и эффективности сотрудников. Их составляют несколько менеджеров, после чего полученные данные сверяются, и персонал, занявший наиболее низкие позиции, сокращается.
2. Балльной оценки. Предусматривает начисление баллов каждому сотруднику за конкретные достижения в трудовой деятельности. По итогам периода (чаще — года) все баллы суммируются и определяются наиболее успешные и отстающие сотрудники.
3. Свободной балльной оценки. Процесс предусматривает оценку каждого качества сотрудника (личностного или профессионального) независимыми экспертами. Полученные баллы суммируются.
Эти методы считаются наиболее объективными, т. к. позволяют сделать общие выводы и выразить их в числовом эквиваленте для возможности дальнейшего сопоставления.
Еще одна эффективная оценка персонала — комплексная. Она подразумевает реализацию методики аттестации, позволяющей выявить уровень соответствия сотрудника занимаемой позиции в компании. Многие фирмы практикуют аттестацию всех работников с периодичностью 1 раз в год.
2.4 Назначение, принципы организации и цели современной оценки персонала
Прежде чем приступить к организации аттестации персонала, руководство кадровой службы должно четко представлять общие и специфические, основные и вспомогательные (дополнительные) цели аттестации и оценки персонала, а также технические и организационные возможности фирмы.
Аттестация и оценка персонала — это управленческая технология, направленная на достижение целей компании и реализацию ее стратегии, а также на повышение эффективности деятельности организации по основным функциям управления.
Сам процесс оценки может быть как формальным, так и неформальным. В любом случае оценка персонала непосредственно влияет на повышение оплаты труда, на продвижение или повышение в должности, на увольнение, обучение и развитие карьеры сотрудников.
Аттестация и комплексная оценка персонала являются неотъемлемой частью хорошо поставленной кадровой службы любой современной организации. Это своего рода критерий и залог ее конкурентоспособности и устойчивости на рынке, показатель качества управления — важнейшего на сегодня фактора успеха в конкурентной борьбе. Правильно построенная система аттестации и оценки персонала — первый показатель уровня и качества кадровой работы в компании.
На Западе, согласно теории управления, АТТЕСТАЦИЯ — это подведение итогов работы сотрудника по завершении срока действия его трудового контракта, оценка результатов его труда за весь период действия контракта, определение степени соответствия сотрудника установленным его должности требованиям, требованиям должностной инструкции, которые были положены в основу трудового контракта.
Оценка персонала в науке управления — система периодической оценки результатов труда работника или продемонстрированных навыков, подходов к выполнению работы (за месяц, квартал, год) в соответствии с целями (стандартами) и задачами (результатами) деятельности, установленными для данной должности.
Аттестация и оценка персонала в современной организации должны в обязательном порядке преследовать комплекс взаимоувязанных целей.
Чтобы понять, для чего организации нужны аттестация и оценка персонала, необходимо определить цели (количественные и качественные), которые должны быть реализованы при исполнении процедур аттестации и оценки.
2.5 Цели аттестации и оценки персонала
Основные цели это:
— определение эффективности работы персонала;
— изменение оплаты труда и стимулирование по результатам работы;
— развитие сотрудников;
Дополнительные цели включают в себя:
— проверку совместимости работника с коллективом;
— проверку мотивации к труду, к работе в данной должности;
— определение перспектив развития карьеры работника.
Общиецели:
— улучшение управления персоналом и повышение эффективности кадровой работы;
— повышение ответственности и исполнительской дисциплины.
Специфические:
— определение круга работников и перечня должностей, подлежащих увольнению или сокращению;
— улучшение морального и психологического климата организации.
Следует заметить, что использование аттестации в качестве инструмента для сокращения штатов считается недопустимым.
Рассмотрим подробно основные цели аттестации и оценки персонала.
Определение эффективности работы персонала.
Оценка персонала позволяет отличить эффективных сотрудников от неэффективных. Менеджер должен иметь возможность определить, какие сотрудники вносят вклад в достижение стратегических целей организации, а какие не вносят. В организации, ориентированной на достижение высоких результатов, нет места «уравниловке»: плохо выполненная работа не должна остаться незамеченной. Тем сотрудникам, которые не могут выполнить поставленные перед ними задачи, должна быть оказана необходимая помощь и дана возможность улучшить свою работу. Если работа сотрудника и после этого не соответствует необходимым критериям, то к нему должны быть приняты корректирующие действия: перемещение, понижение в должности и в крайнем случае увольнение. Эффективные руководители компаний никогда не колеблются, если увольнение необходимо. Если оставлять на работе сотрудников, не справляющихся со своими обязанностями, то это подаст неправильный сигнал сотрудникам, хорошо справляющимся со своей работой. К примеру, американская компания «Майкрософт» ежегодно увольняет около 5% своих сотрудников, основываясь на результаты аттестации персонала.
Как проводить анализ эффективности использования персонала предприятия
Вне зависимости от того, какие критерии избраны, можно пользоваться комплексной методикой. Для ее разработки следует привлечь специалистов планового отдела. Совместными усилиями необходимо выявить три «пункта»:
- Исходный (И). Это отправная точка, где вклада работника или подразделения как такового еще нет.
- Норматив (Н). Это нижняя планка, которой должны достигать оцениваемые.
- Целевой (Ц). Это идеальный результат, к которому следует стремиться.
Их предстоит подставить в две формулы:
Четвертый компонент формул — это фактический результат оцениваемого. Это интегральная величина, рассчитанная исходя из количественных и качественных итогов.
Первая формула показывает KPI сотрудника или подразделения в целом. Вторая позволяет оценить степень перевыполнения норматива, если таковое присутствует.
Методы оценки персонала в организации
Методы оценки персонала в организации должны выбираться исходя из поставленных целей и задач. Например, для определения уровня профессионализма сотрудников стоит остановить свой выбор на проведении комбинированной оценки: тестирования, интервьюирования или работы на «тренажерах».
Для составления психологических портретов сотрудников подходит метод тестирования или интервью, который позволит реализовать методику бальной оценки или другой количественный метод.А для выявления деловых или профессиональных навыков HR-менеджеры чаще всего выбирают деловые игры./
При проведении оценочных работ и анализа на первый план выходит компетентность экспертов, наличие подготовленной методической базы (кейсы, тесты) и процедур. Только в этом случае можно говорить об объективной оценке, которая в дальнейшем может быть использована для оптимизации структуры компании, продвижения перспективных сотрудников, установления премий, формирования оплаты труда и т. д.
Оценка персонала: немного общей информации
Впервые о проверке персонала с научным подходом к данному вопросу заговорили приблизительно в двадцатые годы прошлого века. Наибольший интерес к этому процессу прослеживался среди американских бизнесменов, которые старались использовать любую возможность для повышения производительности труда.
Через тридцать-сорок лет появились специалисты, занимающиеся только вопросами персонала. Им стали доверять набор сотрудников на производство и анализ уровня их квалификации относительно занимаемой должности. В связи с этим возникла потребность формирования базовых знаний, которые могли бы стать основополагающими инструментами в деятельности менеджеров по персоналу. Таким образом были разработаны виды оценки персонала, методики проведения анализа и классификация критериев, по которым определяется профессиональная пригодность сотрудников. Конечно, в данный период времени они были еще, так сказать, «сырыми», но тем не менее давали неплохие результаты.
В девяностые годы курсы менеджеров по персоналу стали все более востребованными. Постепенно новое направление трансформировалось в полноценную научную дисциплину, которая и по сей день проводит систематизацию полученных за годы своего существования накопленных знаний. Большая часть успешных компаний не скупится на специалистов по персоналу, которые могут как входить в штат организации, так и являться вольнонаемными сотрудниками. Сегодня крупные предприниматели стараются проводить анализ деятельности своих сотрудников как минимум дважды в год. Подобная предусмотрительность позволяет экономить рабочее время, заработную плату, производить максимально эффективные кадровые перестановки и иными способами повышать производительность труда, а, следовательно, и результативность работы самого предприятия.
Оценку персонала (виды и классификацию мы приведем немного позже) можно представить в виде совокупности нескольких систем, выполняющих роль инструментов. Последние позволяют наиболее эффективно выполнять функции по управлению персоналом. К ним можно отнести:
- подбор сотрудников;
- определение для них рабочего места;
- мотивационную составляющую;
- обучение сотрудников;
- развитие индивидуальных способностей персонала, способствующих продвижению по карьерной лестнице;
- формирование резервной кадровой базы;
- решение всех кадровых вопросов, в том числе и о перестановке во всех категориях персонала.
Выше мы перечислили основные функции управленцев, однако это мало раскрывает их взаимосвязь с оценочной деятельностью. А ведь данный вопрос очень важен в изучаемой нами теме. Об этом мы и поговорим в дальнейшем.
Метод деловых игр
Применяется в командной работе, с его помощью можно определить текущее состояние команды. Как взаимодействуют между собой сотрудники команды, как они решают сложные задачи, также есть возможность определить вклад каждого участника в работу.
Перед проведением оценки методом деловых игр, важно подготовить все материалы.
Примеры деловых игр
1. «Бумажная башня». Разделите сотрудников на команды и выдайте им листы А4. За 5-7 минут работникам нужно построить из листов самую высокую башню. Игра очень интересная, веселая и помогает понять как ведет себя команда в сложных ситуациях. Поскольку поставить листы А4 вверх – задача не из легких.
После игры нужно спросить у команд, какие у них были сложности, кто как действовал и кто какие варианты предлагал. Это нужно, чтобы понять личный вклад каждого участника команды в процесс.
2. «Планирование отпуска». Нужно выдать сотрудникам карту города, страны или же района и закрепить за ними задания. Например, они должны придумать самый увлекательный маршрут по этой карте.
Важно, при составлении маршрута обязательно должны быть остановки в отеле, посещение каких-то достопримечательностей, пункты отправления и назначения. В конце игры, команды предоставляют свои варианты увлекательного маршрута
После этого нужно задать участникам вопросы, какие были сложности, как они договаривались между собой и как принимали решения.
В конце игры, команды предоставляют свои варианты увлекательного маршрута. После этого нужно задать участникам вопросы, какие были сложности, как они договаривались между собой и как принимали решения.
Преимущества метода деловых игр:
деловые игры проводятся на результат, что позволяет оценить готовность персонала к решению текущих и будущих задач, а также индивидуальный вклад каждого участника.
Недостатки:
используется только для определения командной работы персонала.
Резюмируем
Оценка персонала – важный этап, который поможет профессионально вырасти как отдельно взятому сотруднику, так и всей компании.
Важно, чтобы оценка была понятной, достижимой, объективной, прозрачной, соответствовала содержанию работы сотрудника, мотивировала его и была динамичной.
Чтобы предотвратить сложности, которые могут возникнуть, нужно объяснять сотрудникам и руководителям, зачем проводится оценка и каких результатов с её помощью можно достичь.
Если вы пропустили этот вебинар, но хотите попасть на следующие, следите за анонсами от Hurma
И, традиционно, наш вебинар в записи:
Виды критериев оценки персонала
Прежде чем приступать к непосредственной разработке самих критериев оценки персонала, следует понять, какие существуют виды критериев, и в каких сферах могут применяться те или иные подходы при формировании кадровой политики в вопросах проведения различных контрольных мероприятий. В первую очередь, критерии оценки персонала можно разделить по факту их формализации:
- Точные. Это — закрепленные в формальной документации критерии, по которым единообразно проводится оценка деятельности всех работников предприятия, сотрудников отдельных структурных подразделений и трудящихся на определенных должностях.
- Размытые. При таком подходе реальные и зафиксированные в документации критерии оценки персонала отсутствуют, однако каждый руководитель так или иначе обладает собственным подходом к определению ценности сотрудников и эффективности их труда.
- Отсутствующие. В некоторых случаях руководство компании может вовсе не уделять внимания оценке эффективности труда своих работников, и какие-либо, даже не формализированные критерии оценки просто отсутствуют.
В этом вопросе наличие точных критериев оценки является наиболее правильным решением, так как другие два подхода не позволяют создать эффективную систему управления кадрами и приводят к косвенному ущербу экономической деятельности всего субъекта хозяйствования.
Далее можно разделить критерии оценки по сфере их применения в рамках компании. Так, они подразделяются на следующие виды:
- Общеорганизационные. Это — критерии, которые могут быть применены для оценки деятельности любого сотрудника компании, независимо от его должности, стоящих перед ним задач и иных индивидуальных аспектов той или иной работы. К таким критериям можно отнести лояльность компании, склонность к хищениям, дисциплину труда.
- Специализированные. Данные критерии должны применяться лишь к определенной группе трудящихся — например, к лицам, замещающим конкретные должности либо к работникам отдельных структурных подразделений. Подобные критерии эффективны лишь в контексте их применения к рассматриваемой группе трудящихся, но имеют в этих вопросах значительный вес.
Также можно разделять критерии оценки деятельности сотрудника по характеру оцениваемых аспектов деятельности. Они подразделяются на:
- Количественные. Во многих сферах деятельности первоочередными являются именно количественные критерии, определяющие количество единиц продукции, произведенной сотрудником или услуг, оказанных им.
- Качественные. Также необходимо помнить и о том, что ряд критериев может оценивать не только количество произведенных рабочих операций, но также и качество их проведения.
По точности и принципам оценки критерии подразделяются на:
- Объективные. Это — критерии, поддающиеся точной оценке сами по себе при выполнении работы сотрудником и не имеющие возможных разночтений. Например, большинство количественных критериев являются объективными.
- Субъективные. К таким критериям относятся те, для которых применяется какая-либо сторонняя оценка со стороны отдельных субъектов, которая может быть различной в зависимости от самого субъекта. Например, оценка качества оказанных услуг так или иначе, но практически всегда является субъективной. В то же время могут существовать и качественные критерии, не являющиеся субъективными.
Наконец, по сложности использования и проведения оценки критерии подразделяются на:
- Интегральные. К интегральным критериям оценки относятся те, которые сопоставляют несколько различных аспектов рабочей деятельности и применяют несколько параметров исходной информации для получения окончательной оценки в том или ином аспекте деятельности.
- Простые. К простым критериям относятся те, которые требуют единственного замера или оценки и сразу позволяют узнать конкретный результат.
Ошибки и сложности во внедрении системы оценок
Вячеслав Калинкин, отмечает, что это основные ошибки, которые случаются при внедрении системы оценки.
1. Несоответствие метода оценки степени зрелости компании
Очень часто бывает, что выбранный метод оценки не соответствует зрелости компании либо не подходит для сотрудника, которого оценивают
Важно подходить к этому вопросу с пониманием целей и задач оценки. Например, что мы хотим получить от оценки, какие подразделения нужно оценить
Анализируя эту информацию, нужно выбрать наиболее подходящий метод оценки.
2. Негативное отношение сотрудников к любой оценке их работы
Иногда сотрудники отказываются проходить оценку либо же проходят, но относятся к ней безответственно. На этом этапе нужно объяснить сотрудникам, что они получат после прохождения оценки, какое развитие их ждет. Объяснить, что если они пройдут оценку, вы сможете составить индивидуальные планы развития и понять мотивацию каждого человека в команде.
Можно акцентировать внимание на дополнительных бонусах, чтобы заинтересовать сотрудников.
3. Оценка личностных качеств работников в отрыве от должностных обязанностей и компетенций
Важно основываться на должностных инструкциях сотрудников, поскольку иногда оценка проводится просто по факту должности. Из-за этого можно получить совершенно другие результаты. . 4
Система оценки не связана с системой материальной и нематериальной мотивации
4. Система оценки не связана с системой материальной и нематериальной мотивации
Важно связывать проведение оценки с материальной или нематериальной мотивацией. Оценка должна соответствовать стратегическим целям компании
Тогда она будет более эффективной.
5. Менеджеры считают, что на проведение оценки у них нет времени
Нужно быть в связке с руководителями отделов и доносить до них информацию, что с помощью оценки можно повысить эффективность работы команд и получить лучшие результаты.
6. Минимальное участие сотрудников в постановке задач
В ходе оценки мы формируем сотрудникам задачи и плохо, если работник ничего не предлагает. В итоге сотрудник может неправильно расставить приоритеты и начинать с выполнения других задач
Важно доносить сотрудникам актуальную информацию по их задачам при интервью
7. Менеджеры дают плохую обратную связь, а сотрудники не умеют воспринимать её
Очень важно предоставлять сотруднику обратную связь после каждой оценки, обсудив результаты.
Метод «360 градусов»
Этот метод помогает HR-специалисту провести всесторонний анализ персонала, с помощью которого сотрудник получает оценку от своего руководителя, коллег, клиентов (если работа сотрудника предполагает коммуникацию с клиентами). Оценивается профессионализм сотрудника, его коммуникационные навыки, поведение и т.д.
Как проводится оценка методом «360 градусов»? Заполняются специальные бланки вручную или с помощью автоматизированных систем, после чего обрабатываются результаты опроса.
Преимущества метода «360 градусов»:
- обеспечивает получение разносторонней оценки для одного сотрудника;
- демократичность метода;
- создание и укрепление доверительных отношений с клиентами;
- моделирование критериев оценки под требования корпоративных стандартов.
Недостатки:
- оценивает только компетенции, а не достижения сотрудника;
- требует обеспечить высокую степень конфиденциальности;
- сложно получить откровенную информацию от коллег;
- стрессовое воздействие на сотрудника.