Рабочие места: максим ильяхов
Содержание:
- Как и почему обновляется курс
- Делай хорошо, а плохо не делай
- Раз
- Коммерция
- Еще пахать
- Зачем ты, Ильяхов, пишешь о пропаганде и всех этих грязных приемах?
- Как создавался
- Брать на себя — это офигенно
- Дистрибуция так же важна, как контент
- Первые попытки
- Деловая переписка
- «Это несправедливо» — манипуляция
- Второй закон критики. Критикуешь — обоснуй
- Сервис для покупок
- Как выбрать хорошего исполнителя
- Сервис для сммщика
- Они неизмеримые
- Примеры и сценарии в рекламе
- Жизненность
- Все не могут быть отличниками
- Конструкторы
- Раз
- Инфостиль
- Как работает инфостиль
Как и почему обновляется курс
В курс попадает всё, что я встречаю в своей работе в бюро, Мегаплане, Будисте и на множестве разовых проектов. По ходу работы я добавляю все наблюдения в таск-менеджер. Перед каждым курсом переношу заметки в план курса, раскладываю все по папкам и пишу ко всему заметки. Так выглядит копилка курса сейчас, до разбора:
Курс начался в октябре 2011 года, с тех пор обновлялся три раза. Каждый раз новые малые темы нарастали на большие, как грибы. Постепенно малые темы становились большими и требовали отдельного места в курсе. Осенью я понял, что курс больше не помещается в два дня без потери качества.
Делай хорошо, а плохо не делай
Было много работ в духе «Нужно перестать писать неинтересные статьи и начать писать интересные». Проблема в том, что сейчас люди в «Тильде» и так пишут то, что им кажется интересным.
Гораздо ценнее конкретные примеры: вот берем статью с таким-то заголовком. У нее такие-то проблемы. Вот как мы их решаем. Вот что получается. Вот было, вот стало, показали на примере.
Многие участники ошибочно решили, что их дело — только стратегия. А исполнение, мол, потом кто-то за них придумает. Главное — наметить будущее в общих чертах.
Так вот: будушее намечать, безусловно, нужно. Но чтобы эти наметки превратились в реальный продукт, нужен конкретный план. Он может оказаться ошибочным или измениться по ходу, но всегда нужно с чего-то начинать.
Раз
Есть ситуации, когда человеку нужен простой текст. Например, в инструкции к кредитной карте или посудомоечной машине; в статье про лечение простуды
В подобных ситуациях очень важно, чтобы всем всё было понятно: и профессору, и доценту, и менеджеру, и рабочему, и заключенному, и наркоману, и бизнес-тренеру личностного роста. Если текст будет кому-то из них малопонятным, то эти люди сделают что-нибудь неправильно, а исправлять это будет стоить денег
Например, если тетя Лена взяла кредитку и сняла с нее деньги, потому что не поняла условия использования. Из-за снятия наличными она попала на проценты, которые не сможет вернуть. Для банка это проблема: есть шанс, что он не вернет кредитные деньги, а если и вернут — то сильно позднее и через коллекторов. Банку это невыгодно. Теле Лене тоже.
Тетя Лена не тупая, ей просто некогда. Она работает кассиром и обслуживает вас с утра до вечера. Она хочет, чтобы за пределами ее рабочего места всё было просто и понятно, чтобы о ней позаботились, разжевали и упорядочили. Ей не нужен вкусный текст о кредитке, ей нужен простой текст о кредитке.
Или тетя Лена накопила денег и купила посудомоечную машину. Ее криворукий муж всё подключил, нажал на кнопку, а машинка не работает. Тетя Лена, отодвигая сильными руками мужа, детей и предрассудки, берется за инструкцию. И она готова пристыдить каждого, кто в этой инструкции написал недостаточно просто. Вы хотите встать на пути тети Лены?
Коммерция
B2B и B2C. Максим, видите ли вы разницу в написании контента для b2b и b2c рынков? Если да, то в чем особенности контента для b2b компаний? • Нет, везде работают люди, у них есть задачи и проблемы. На самом фундаментальном уровне всё одинаковое: нужно решать их проблемы и рисовать им сценарии. См. подборку материалов об этом
Есть ли у тебя продуктовые проекты, онлайн-сервисы, в которых ты выступаешь в роли редактора (или в какой-то другой роли)? Расскажи про них или о том, почему их нет (только не про Тинькофф) • сейчас нет, потому что занят в Тинькове. Раньше были «Мегаплан», «Будист», «Финолог», «Мегапрорыв» и пара десятков разовых проектов. Каждый новый сервис или продукт требует долгого погружения, поэтому сложно сразу работать в нескольких.
Цена. Сколько на ваш взгляд должна стоить авторская статья от 2000 символов? • На мой взгляд, если статью измеряют в знаках, от такого заказчика нужно уходить или передоговариваться. Для себя я считаю, что статья, на которую уходит 10 часов рабочего времени, не должна стоить дешевле 10 тысяч рублей. Объем статьи в знаках не важен, и если он важен заказчику — у нас с ним очень разные представления о работе. Нормальные статьи сейчас в знаках не оценивают.
Дистрибуция. Максим, я столкнулась с тем, что какая бы структурированная и полезная статья ни была, если ее не завернуть в провокационный заголовок и кислотный банер для Фейсбука, то все пройдут мимо и продолжать лайкать котиков. А если не платить за продвижение на таргетированную аудиторию, то статью увидят только друзья или подписчики группы. Что ты думаешь о продвижении статей? Как найти и достучаться до своей аудитории? • Проблема, о которой вы пишете, связана с тем, что самого контента недостаточно. Контент нужно доставить до нужного читателя. Этим вопросом в СМИ занимается дистрибуция. Нет дистрибуции — не будет людей.
Всем гостям встречи раздал наклейки, теперь у них есть наклейки, а у меня — нет
Еще пахать
Бывает так. Компания делает рассылку, чтобы она стала вирусной и привлекла новых клиентов. Делает-делает, делает-делает — а не выходит каменный цветок, база растет слишком медленно.
Отдел маркетинга приуныл. Собирается хмурый совет директоров, все отводят глаза, лавочку закрывают.
И очень зря.
Это как пойти в спортзал, чтобы за месяц сбросить 20 кг. Нельзя ставить такие цели, они не выполняются. Ты каждый день смотришь в зеркало, а там нет никаких видимых изменений, в итоге ты бросаешь спорт и продолжаешь жиреть. А надо было продолжить. Угадайте, откуда я это знаю.
Правильная цель — сделать читателям хорошо: клиентам, партнерам, фанатам, сочувствующим, смотря кто у вас в базе.
Если вы хотите собрать новую базу — тогда цель в том, чтобы придумать классную штуку для этих новых людей, найти их, донести до них эту свою штуку. И дальше сделать классно уже новым читателям.
Врубите на полную кайф и радость. Чтобы рассылка стала вирусной, она для начала должна переть всех, кто ей занимается и всех, кто ее читает. Как в похудении: нужно кайфовать от занятий спортом и новой диеты.
Зачем ты, Ильяхов, пишешь о пропаганде и всех этих грязных приемах?
Две причины.
Первая — я вижу очень много пропаганды, и мне горько от того, с какой легкостью пропагандисты манипулируют умными, образованными людьми. Вроде бы только что он рассуждал об архитектуре данных и наследовании свойств объекта, и тут же говорит, что двухсотметровая квартира в центре Москвы — это коррупция, и на кол этого чиновника. Братан, если ты будешь хорошо работать, у тебя тоже будет двухсотметровая квартира, разве что не в самом центре. Тебя тоже на кол?
Вторая — я готовлю антипропагандистский «Главред», который поможет вскрывать манипуляции в политическом тексте. А чтобы подчеркивать пропагандистские приемчики, они должны быть где-то описаны. Вот, описываю.
Как создавался
Снять курс — дело нехитрое: три часа ставишь свет, шесть часов пишешь, два часа разбираешь и едешь домой. Когда работает профессиональный оператор и гример, всё получается красиво.
Большая часть времени в такой работе уходит на сборку и монтаж. У меня не было ни терпения, ни времени, поэтому снимали вживую, без монтажа: сигналы с камеры и ноутбука склеивали на лету и писали живой видеопоток. Вместо графики и титров — живой скринкаст с моего ноутбука, будто вы пришли ко мне на курс и я вам показываю всё на примерах.
Каждый клип записан без склеек и с первого дубля. Это значит, что загружать видео на Ютуб можно было сразу после съемок (а не ждать три месяца, пока всё смонтируют и покрасят).
Стас прислал фотографии на память:
Брать на себя — это офигенно
Для меня очень хороший признак — когда человек своим делом пытается повлиять на мир; когда его взгляд направлен не внутрь, а наружу. Такой человек думает не «Как бы мне заниматься тем, что меня вдохновляет?». Он думает, что нужно окружающим, и пытается им помочь. И так как редактор умеет писать текст, он будет пытаться решить проблему текстом. Ключевое слово — «решить проблему».
Так что если вы хоть как-то пытаетесь принести пользу миру, хоть чем, хоть переделкой объявления, хоть диджитал-стратегией, хоть мемасиком, хоть критически настроенным Телеграмом, вы — красавчик (по-феминистичному — красавчикса). Делайте.
Дистрибуция так же важна, как контент
Допустим, я хочу написать статью на тему, о которой уже писал Вася Иванов. Но у Васи 4000 подписчиков в Телеграме, а у меня — 40 000; у Васи блог не индексируется в Яндексе, а у меня — индексируется. Вася написал, опубликовал и забыл; а я на эту статью сошлюсь из десяти других и повешу ее в «Справочник», и включу в рассылку, и что только не.
В итоге мою статью прочитают 100 тысяч человек, а статью Васи — 2 тысячи.
А потом Артемий Лебедев напишет об этом в своём телеграмчике, и его заметку прочитают 400 тысяч человек. И ни я, ни Вася не сможем ему предъявить, мол, украл идею. Потому что идеи ничего не стоят, контент тоже мало что стоит. Вот дистрибуция…
Первые попытки
Всё снималось дома. Для первой попытки я установил черный фон и оделся как смог. Получилось погано:
Я позвонил оператору Стасу: «Стас, у меня оборудование на 300 тысяч, а выглядит так, будто я снимаю на 2008 год. Приезжай». Стас приехал и за шесть часов настроил мне свет. Действие происходит на съемной квартире в Москве:
Для подсветки фона красным используется обычный икеевский светильник с красным фильтром (варварски примотан скотчем).
Выяснилось, что я купил слишком большой рассеиватель: у меня был октабокс на 180 см, но из-за его конского размера он во-первых почти не помещался в комнате, а во-вторых он нещадно жарил в фон, из-за чего нельзя было создать контраст между передним и задним планом. В первом ролике, который попал в курс, на эту окту надет отражатель, который закрывает 60% площади. На следующих роликах я уже повесил маленький скромный софтбокс.
Позже я докупаю цветных светодиодных панелей, палок и дым-машину. Особенно хорошо получается с дымом:
Но следующую пробную съемку Стас забраковал:
Свет и оборудование устаканились только с третьей попытки:
Деловая переписка
Переход на «ты». Малознакомый собеседник при деловой переписке от обращения по имени и отчеству и на «вы» ни с того ни с сего перешел на «ты». Как вежливо сообщить ему о том, что я против такого обращения? • «Иван, предлагаю продолжить общение на вы. Не сочтите за грубость. Мне так будет комфортнее».
А вдруг ваш близкий человек напишет «доброго времени суток» или что-то из других «стоп-слов» — как вы отреагируете? • Нормально. Стоп-слова — это не повод линчевать других, это лишь повод внимательнее относиться к собственной речи. Другие пусть хоть на голове стоят, не мне их судить.
Слова — ерунда? Максим, в предисловии к книге о переписке Вы говорите о том, что слова — это ерунда, главное — отношение к адресату. Вопрос: каким иным образом, если не словами, в письме можно выражать свое отношение к адресату? Ваша фраза выше — это эпатаж автора или Вы можете доказать, что слова — действительно, ерунда в переписке? • Дело скорее не в отношении, а в намерении
Если я прихожу с предложением вам помочь, то не так важно, как я вас поприветствую: «Йоу!», «Коллеги!» или «Многоуважаемый…» — ведь дальше по тексту будет мое предложение помощи. Слова ерунда в том смысле, что конкретные языковые конструкции не работают, если за ними не стоит дружелюбия и желания помочь
Вы или вы. Как правильно писать в письме клиенту, заказчику — Ваш, Вам, Вас или ваш, вам, вас? Слышала об обоих вариантах, но как корректнее? — Есть позиции, подкрепляющие оба варианта. Правильно так, как приятнее вашему получателю.
Напряжение
Когда напряжение в коммуникации растет, дедлайны горят (срочно! КАПС, важно! Важно! Важно! и прочие слова уже не используются) как, сохранив настойчивость и придерживаясь цели, сохранить уважение и не накалять переписку? • Признать при всех, что ситуация тяжелая. Объяснить, зачем все упарываются
Предложить всем посильную помощь и поддержку. Проявить доброту.
Как внедрять новые правила деловой переписки внутри крупных компаний? • Подарить книгу коллегам, повесить http://printdirect.ru/storefront/shared_info/8278320 плакат в офисе, попросить босса включить книгу в обязательное чтение. Ждать 10 лет — такие изменения происходят медленно.
На этой фотографии отвечаю на вопрос «Как внедрить новые правила деловой переписки в компании». Ответ: ждать
«Это несправедливо» — манипуляция
Объективной справедливой рыночной цены не существует. Работа не может «объективно сколько-то стоить». Есть только та цена, на которую согласны обе стороны переговоров.
Когда вам говорят, что это несправедливо, не по-дружески, не по-товарищески, не в рынке или не по-братски — это давят на стадное. Мол, ты должен чувствовать себя плохо оттого, что не ведешь себя, как соплеменники. Да черта с два:
— Это будет стоить 20 тысяч
— Ой, ну это как-то совсем не в рынке
— (Тут можно помолчать)
— Мы рассчитывали сделать по рыночной цене, где-то около двух тысяч
— Понятно. Но я не могу сделать это за такую цену. Я понимаю, что вы на это не рассчитывали, но согласиться на две тысячи не могу
— Это будет стоить 20 тысяч
— Братуха, ну по-братски, давай за две, а мы тебя порекламируем у себя на сайте
— Братуха, две тысячи — не по-братски. По-братски — за двадцать
Еще бывает, что клиент намеренно нагнетает эмоций, чтобы заставить неопытного фрилансера чувствовать себя неудобно. Так он еще больше прожмет бедного студента по деньгам. Вот диалог из моего студенчества:
— Это будет стоить две тысячи за статью
— Опа… Ты попутал, пацан? Куда тебе две тысячи? У тебя полторы работы в портфолио и те никакие! Двести рублей — красная цена. Чувак, слыш, студент Максим этот, помнишь я тебе говорил? Он хочет за две тысячи статьи писать, приколись!
— (на фоне) За две? Ахаха!
— Ахаха!
Даже такая простая манипуляция может подействовать на неопытного человека и не только в десять раз прожать его по деньгам, но и заставить работать втрое усерднее, чтобы доказать, что он достоин этих денег.
Если вам в переговорах начали указывать на справедливую цену, повторяйте мантру:
Справедливой цены не бывает.
Есть лишь та цена,которая мне комфортна
Второй закон критики. Критикуешь — обоснуй
Чтобы критика принесла пользу, нужно объяснить, что именно тебе не нравится, и почему это плохо:
Всегда критикуйте работу, но никогда — человека. Не пытайтесь намекнуть, что ответственный некомпетентный. Вот так нельзя:
Вы сами своими интернет-банком пользуетесь?
Вы что, наняли студентов, чтобы написать этот текст?
Что, все распилили, и на асфальт не хватило? Зайдите чисто ради интереса в наш двор, посмотрите, в каких условиях живут ваши избиратели.
Такая критика ни к чему не приводит, потому что со стороны выглядит высокомерно. Так как критику воспринимает живой человек, он не захочет отвечать на такую критику. Представь, на твой сайт пишут: «Что за кретин сделал этот сайт?»
Критику воспринимать тяжело: она значит, что ответственный плохо справился со своей работой. Не усугубляй это высокомерными комментариями. Критикуешь — обоснуй.
Сервис для покупок
Или вы хотите сделать сервис чеклистов: заходишь на сайт и пишешь там свои дела или что купить в магазине. Но у меня чеклисты и записная книжка есть и в телефоне, и в блокноте, и даже на холодильнике. У меня нет проблемы отсутствия чеклистов. Даже нет проблемы, что чеклисты неудобные. Даже если вы сделаете лучший в мире сервис чеклистов, мне всегда будет проще записать свой список покупок на листочек, который я тут же оторвал от блокнотика. Или запомнить.
А вот если у меня на холодильнике появится кнопка «пополнить запасы», через час после нажатия на которую у меня в дверях курьер с пакетами — вот это тема, да.
Это не значит, что нельзя делать сервис чеклистов или типограф для соцсетей. Можно, конечно. Просто он, скорее всего, не взлетит и останется нишевым маленьким продуктом. Если вас это устраивает — без проблем.
Как выбрать хорошего исполнителя
Выбор хорошего исполнителя основан на принципе «Не тупи». Мы хотим, чтобы найм редактора был похож на выбор спутника жизни, а не клипа на «Порнхабе» (организация запрещена на территории РФ). Поэтому биржа предполагает, что заказчики будут принимать самостоятельные взвешенные решения, а не ждать, что Главред выберет им покорного раба в два клика.
Оцените карточку исполнителя. По ней уже многое можно понять:
Изучите работы исполнителя по нужной вам теме, потом — остальные работы, наконец — портфолио. Помните, что исполнители показывают на бирже свои лучшие работы, поэтому принципиально лучше они не напишут.
Следуя принципу «Не тупи», я предлагаю заказчикам прочитать две-три работы каждого исполнителя, который им понравится. Вы должны самостоятельно оценить качество работ и насколько они подходят под вашу задачу. Никакой универсальной цифры, которая характеризует крутость редактора, нет и не будет. Почему — расскажу в отдельной статье.
Отберите десятерых кандидатов. Напишите каждому шаблонное письмо с задачей в общих чертах. Обычно вы встретитесь с таким распределением:
10 писем отправлено кандидатам
7 кандидатов откликнулись
4 согласились делать пилотный проект
3 написали понимание задачи к пилотному проекту
2 сделали пилотный проект
1 получил приглашение работать
Предложите сделать пилотный проект — небольшую, но настоящую рабочую задачу, на которой вы поймете свою совместимость. Например, если вам нужен редактор в блог, предложите ему написать одну заметку. Я рекомендую делать пилотные проекты платными, но недорогими — с расчетом, что ни исполнителю, ни вам не будет выгодно гонять маленькую заметку по тысяче кругов согласования. Когда ставки небольшие, легче отказаться от работы.
Предложите написать понимание задачи — это документ, в котором исполнитель рассказывает вам, как понял вашу и свою задачу. Позже расскажу подробнее, как такой документ составить. Если не написать понимание задачи, почти наверняка кандидат сделает не то, что вам нужно.
Работайте по договору. Если вы работаете без договора, считайте, что дарите свои деньги исполнителю.
Сервис для сммщика
Например, вы хотите сделать типограф для соцсетей, чтобы сммщики писали красиво. Мне бы очень хотелось, чтобы так тоже было. Но почему сммщик решит им воспользоваться? Какая проблема у сммщика есть сейчас, для которой ему нужен типограф? Подсказка: никакой. Ему пофигу. Его клиенту пофигу. А те, кому не пофигу, знают адрес типографа студии Лебедева.
А какая проблема есть у сммщика? Например, ему тяжело по десять раз в день находить тупые мотивирующие картинки и писать к ним тупые мотивирующие тексты. Еще и брендировать это дерьмо. Сммщику нужен инструмент, который сам находит тупые мотивирующие картинки, сам придумывает тупые мотивирующие цитаты и сам всё брендирует, еще и обвязывает ссылками с аналитикой. Причем кажется, что с учетом современных АПИ и возможностей фотостока это более чем реальная задача.
Они неизмеримые
Чтобы сказать, что 99% людей читают бизнес-книги, придется провести социологическое исследование со статистически значимой выборкой. А чтобы потом сказать о полутора процентах применяющих знания, придется развернуть многолетнее исследование на этой же выборке. Если этого нет, то статистика высосана из пальца, значит статья халтурная, а в тексте — вранье.
См. также: брехня, для красного словца
Чтобы это стало настоящими числами, берем понятную выборку и объясняем методологию:
Нет |
Да |
90% выпускников вузов работают не по специальности |
Из 20 человек, с которыми я не потерял связь после инъяза, спустя 5 лет по специальности работает четверо |
Редакторы — лишь 10% аудитории моих курсов |
В 2015 году через мои курсы в бюро прошли 108 человек. Из них только 11 редакторов |
Работа с текстом занимает только 20% моего рабочего времени |
Ради интереса я измерил, сколько рабочего времени на неделе у меня уходит на текст, а сколько — на клиентов, встречи и переписки. Из 60 рабочих часов на текст ушло 12. |
Кажется, что «99%» выглядит эффектнее, а читателю наплевать. Но нет: после высосанных из пальца чисел сразу понимаешь, что ничему в статье верить нельзя. Статью можно было не писать.
Примеры и сценарии в рекламе
Примеры классно работают в рекламе, когда они описывают сценарии использования. Вот текст:
Мы — команда разработчиков оборудования. Делаем платы и небольшие устройства. Проектируем, тестируем, создаём макеты и пускаем в производство. Пишем софт и продумываем логику работы создаваемых систем. Ведём устройство от идеи, до внедрения в работу.
Все классно, но я не увидел здесь себя. Какое устройство они могут сделать? Могут они сделать штуку, чтобы я знал, когда лежит «Главред»? Или чтобы я нажал на кнопку на телефоне, а дома перезагрузился роутер или отключилась розетка с утюгом? Или ребята делают только промышленные приборы? Пусть примеры подскажут:
Мы — команда разработчиков оборудования. Делаем платы и небольшие устройства: умные замки, сигнализации, промышленные термостаты и умные реле для электрощитов. Если вам приходится спускаться в серверную, чтобы перезагрузить сервер, придумаем для вас перезагружающий аппарат. Если хотите…
А вот о рекламном агентстве:
Нам интересно создавать нестандартную рекламу клиентам, представляющими нетипичные товары и услуги.
Молодцы. Давайте с примером теперь:
Нам интересно создавать нестандартную рекламу клиентам, представляющими нетипичные товары и услуги. С радостью возьмемся рекламировать студию видеосъемки с дронов, специализированный бар для кандидатов наук и квесты на выживание в российской глубинке.
Жизненность
В хорошей статье читатель должен узнать себя: «О! Да это же обо мне все! Мне это очень актуально!»
Чтобы это произошло, автор должен привести примеров из жизни, причем настоящих, невыдуманных. Это не только истории (из прошлого), но и сценарии (как может быть):
Секрет в эмоциях: примеры и сценарии заставляют читателя прокрутить ситуацию в голове. Ситуация вызывает эмоции. То, что вызывает эмоции, запоминается.
Ошибка — написать статью на абстрактных сущностях: льготные периоды, процентные ставки и т. д. Такие абстрактные статьи не оседают в памяти, потому что не вызывают эмоций.
Другой перекос — статья только на примерах. Несмотря на то, что примеры — это здорово, без обобщений и выводов читатель может потеряться.
Все не могут быть отличниками
Я отдаю себе отчет в том, что среди авторов всегда будут троечники — те, кто бездумно переписывает готовые формулы. Это не проблема инфостиля, это проблема в принципе любой творческой профессии. Она есть в литературе, кино, одежде, программировании, дизайне, музыке. Везде, где люди создают что-то новое, будут троечники, которые бездумно копируют.
Я не хочу насильно вытягивать таких людей на новый уровень, это бесполезно
Мне важно создать систему, в которой неравнодушные люди смогут самостоятельно выходить из троечников в отличники. И потом расти дальше
Ключевое слово здесь — непрерывный рост. Нужно постоянно смотреть на методы и инструменты, искать в них изъяны, оттачивать мастерство, придумывать что-то новое и внедрять. Это путь крутых ребят. Для таких я сделал «Мастерскую», открыл биржу, пишу статьи в блоге и буду продолжать запускать новые продукты.
Мой способ расти — через преподавание. Как только я открываю какой-то новый закон или принцип, я пишу об этом статью или выпуск рассылки. Большая часть моих находок опубликована в справочнике — при желании любой целеустремленный редактор впитает десять лет моего опыта за пару недель чтения. Таким ребятам — почет.
Если же человеку неинтересно расти и его удовлетворяет копирование готовых рецептов — я вряд ли смогу помочь. Это не хорошо и не плохо, это просто жизненный выбор — быть троечником. Все не могут быть отличниками, а мастерство — личный выбор.
Конструкторы
Конструкторами легко пользоваться, но они ограничивают вас своими инструментами и шаблонами. Сделать сайт на конструкторе так, чтобы никто не заметил конструкторность — это прямо искусство. Используйте конструкторы, только если у вас уже огромный опыт в них и вы можете сделать там что угодно.
Особенно обращайте внимание на адаптивное поведение. Все конструкторы заявляют, что это у них есть, но в реальности всё может выглядеть очень коряво, а вы ничего с этим не сделаете
Еще проблема — доступность и Роскомнадзор. Если сервис упал, оказался под санкциями или решил закрыть ваш аккаунт за неактивность — это может оказаться проблемой. Одно время часть Редимага была под санкциями Роскомнадзора, на защите нельзя было на него посмотреть.
Раз
Есть ситуации, когда человеку нужен простой текст. Например, в инструкции к кредитной карте или посудомоечной машине; в статье про лечение простуды
В подобных ситуациях очень важно, чтобы всем всё было понятно: и профессору, и доценту, и менеджеру, и рабочему, и заключенному, и наркоману, и бизнес-тренеру личностного роста. Если текст будет кому-то из них малопонятным, то эти люди сделают что-нибудь неправильно, а исправлять это будет стоить денег
Например, если тетя Лена взяла кредитку и сняла с нее деньги, потому что не поняла условия использования. Из-за снятия наличными она попала на проценты, которые не сможет вернуть. Для банка это проблема: есть шанс, что он не вернет кредитные деньги, а если и вернут — то сильно позднее и через коллекторов. Банку это невыгодно. Теле Лене тоже.
Тетя Лена не тупая, ей просто некогда. Она работает кассиром и обслуживает вас с утра до вечера. Она хочет, чтобы за пределами ее рабочего места всё было просто и понятно, чтобы о ней позаботились, разжевали и упорядочили. Ей не нужен вкусный текст о кредитке, ей нужен простой текст о кредитке.
Или тетя Лена накопила денег и купила посудомоечную машину. Ее криворукий муж всё подключил, нажал на кнопку, а машинка не работает. Тетя Лена, отодвигая сильными руками мужа, детей и предрассудки, берется за инструкцию. И она готова пристыдить каждого, кто в этой инструкции написал недостаточно просто. Вы хотите встать на пути тети Лены?
Инфостиль
В инфостиле появилось много штампов. Фразы «без воды», «просто о сложном», «причесать текст» уже стали плохим тоном и показателем ограниченности автора. Вы сами от этих фраз отказываетесь? Есть какие-то ваши идеи, которые из-за избитости уже даже вам отвратны? • Об этом есть статья «Штампы информационного стиля». Штампы неизбежно повторяются, когда достаточно много людей делают одно и то же. К счастью, инфостиль заставляет искать смысл, писать правду и думать о пользу для читателя, благодаря чему эффект этих штампов не так силен. Но да, проблема есть.
Как в тексте сохранить баланс между интересной научной инфой и доступностью изложения. Как не уйти в занудство или примитивизм? • См.: без примеров ничего не понятно и чувственный опыт
Переписка с гос. органами часто очень длинная и пространная. Замечаете ли Вы, что какие-то гос.структуры начинают писать более кратко, емко, структурно? Или продолжают писать длинноты в надежде запутать прокуратуру? 🙂 • Сейчас это происходит очень медленно и неравномерно. Спросите снова через десять лет, мы пока работаем над этим вопросом.
Не думали переписать классическое произведение в инфостиле? По-другому можно взглянуть на краткий пересказ 🙂 • Кайф от классических художественных произведений именно в том, как они написаны. Сложно представить, что смысл «Анны Карениной» или «Обратной стороны ветра» в том, какой там сюжет. Если цель произведения — чтобы читатель кайфанул от формы, то к форме нужно отнестись очень бережно. Что до бизнес-литературы — то да, многим современным деловым книгам не помешает хорошая редактура в инфостиле.
Кошка. Что делать, если ты за инфостиль и против глупых лишних объявлений, а заказчик твердит, что напротив, объявлений недостаточно, потому что «а вот придет Вася Пупкин и засунет кошку в микроволновку, потому что на нашей микроволновке не написано „не помещать в микроволновую печь неподобающие предметы, людей, животных и члены/части вышеобозначенных предметов“»? • Если действительно есть такая вероятность, то искренне и полноценно помочь Васе не зажарить кошку. Если это формальная отмазка, то использовать самый мелкий из возможных шрифтов.
Сочность. Это, конечно, замечательно при теперешней нехватки времени, минимизировать тексты. Но, как Вы считаете, не исчезает ли при этом сочность диалога?! • Если задача текста — чтобы читатель кайфанул от сочного диалога, то наоборот, надо диалог насыщать. Если же задача — чтобы читатель узнал из диалога информацию, то надо чистить. Всё зависит от задачи.
Уместен ли инфостиль в личном блоге и как правильно применить и не потерять свой стиль? • То же, что и про сочность диалога. Смотрите на свою задачу и зачем люди приходят вас читать. Если им важен ваш неповторимый витиеватый стиль, то инфостиль вам не нужен. Если же вы обладаете редкими знаниями, которые вы хотите эффективно передавать — зачем вам витиеватый стиль?
Программка. Есть ли возможность проверить степень соответствия текста инфостилю при помощи какой либо программки? • Да, это сервис «Главред». Запомните адрес: G L V R D . R U
Гость запоминает адрес GLVRD.RU
Как работает инфостиль
Недаром книга Ильяхова названа «Пиши и сокращай». Ведь именно так работает его метод. После того как из текста убрали все лишнее, а «воду» заменили ценной информацией, читателю легче воспринять содержание — ничего не отвлекает от сути. Информация, поданная в простой, понятной, а главное, в краткой форме, легко усваивается. Автору не нужно писать полотна текста, чтобы убедить читателя. За него это делают факты.
Второй этап работы с текстом — это заполнение образовавшихся после удаления стоп-слов пробелов. На их место становится конкретная информация и факты.
Может сложиться впечатление, что информационный стиль подходит только для передачи информации. Это не так. Он универсален. Продающие тексты по методикам Ильяхова получаются эффективными за счёт краткости, динамики и открытости по отношению к читателю.
Вот пример продающего описания от Максима Ильяхова на сайте франшизы «Додо Пиццы».
Пример продающего текста в информационном стиле
Здесь много динамики за счёт глаголов. Они подчёркнуты в приведённом фрагменте. Также информация подтверждена конкретными цифрами. А все «громкие» заявления доказаны. За счёт этого текст звучит убедительно, правдиво.
Ильяхов предлагает заменить пустые восхваления себя вроде таких: «Мы лучшая команда профессионалов, которая предлагает уникальную продукцию по доступной цене» на перечисление конкретных достоинств данного предприятия.
Вот пример текста, который Максим посоветовал своему подписчику в качестве образца контента о компании:
Образец текста презентации фирмы от Ильяхова
Максим посоветовал убрать заезженные, абстрактные и ничем не подтверждённые формулировки. Этот метод помогает отстроится от конкурентов. Уверение о том, что «мы самые-самые», можно встретить на сайтах фирм через одну. Они не уникальны и не выделяют фирму на фоне других. А избитость усилителей заставляет сомневаться в правдивости текста.
В инфостиле приветствуется конкретика. Если фирма говорит о себе, что она «в десятке лидеров», то, скорее всего, её место 9-е или 10-е. Уточняя количество довольных пользователей, всегда можно узнать их число на определённый момент времени. Например, «в 2019 году мы подключили к скоростному интернету 1625 домов». Это звучит убедительней, чем «у нас более 30 тыс. пользователей», потому что есть конкретная цифра.