Восемь онлайн-каналов коммуникации, влияющих на потребительский выбор

Функции

Виды коммуникации представлены в психологии разносторонними формами, которые охватывают все сферы жизни и потребности человека. В зависимости от целей и задач общения, различают его функции:

  • Контактная. Установление и поддержание контакта.
  • Информационная. Прием, обработка, передача информации между участниками.
  • Побудительная. Мотивация активности собеседника.
  • Координационная. Согласованная, спланированная совместная деятельность.
  • Эмотивная. Восприятие и передача эмоций между участниками.
  • Определительная. Выяснение и фиксация собственного места в социуме.
  • Влияющая. Регулирование поведения и личностных характеристик партнера.

Классификация общения в психологии подразумевает выделение видов, которые базируются на целях и задачах, поставленных с учетом деятельности индивида в рамках общества. Социальная функция коммуникации связана с регулированием общественно-трудовых процессов, передачей и восприятием индивидуального общественного опыта.

Коммуникация – это не просто общение…

Корни основного понятия восходят к латинскому слову «communication», которое появилось благодаря другому слову – «communicare». Первое означает «сообщение, связь», а второе – «сообщать, связывать, делать общим».

Общий смысл, казалось бы, понятен, однако вот это первоначальное значение по ходу времени и развития общественного взаимодействия неизбежно изменилось. Изменилось и приобрело несколько иную окраску, послужившую базой для дополнительных толкований.

С другой стороны, есть этимология «communication», восходящая к понятиям сообщества, объединения, занимающим особое место в системе социально-философских теорий и гуманитарных дискурсов (это как?). В этом ракурсе объединения, общества и сообщества рассматриваются либо как цель, либо как условие для удавшейся коммуникации.

Что касается философии, то вопросы коммуникации становятся особо актуальными лишь в начале XX века. Такая «запоздалая, но последовавшая» реакция общества на эту тему объясняется резким обострением социальных проблем и необходимостью их решения.
И как раз в этот период происходит конкретизация смысла рассматриваемого термина.

В сухом остатке получаем простой и понятный тезис:

Такое определение наиболее точно отражает суть коммуникации и считается официальным, однако с учетом различных ракурсов существуют и другие формулировки, среди которых самыми распространенными являются только две.

В первой коммуникация трактуется как основной механизм, позволяющий создавать общественные связи и совершенствовать социальную культуру, а во второй – как законы межличностного взаимодействия, управляющие отношениями людей.

Общение это…

В современном мире значительно увеличились масштабы данных, которые нужно срочно передать кому-то

Поэтому возрастает интенсивность и важность общения, а вместе с этим – и способы для воплощения (мессенджеры, видеозвонки и т.д.)

Общение в психологии – это 3 важных аспекта, которые переплетаются между собой:

  1. Цель – это причина, из-за которой возникает контакт и передача информации. Животные, которые тоже общаются, могут передавать сигнал тревоги, чтобы предупредить, что где-то рядом есть опасность. Или для примитивного привлечения полового партнёра. Таким образом, удовлетворяют свои биологические потребности. Что касается человека, то коммуникации могут быть культурными, социальными, эстетическими, творческими, познавательными — для роста и развития личности.
  2. – это данные, которые передаются во время коммуникации. В животном мире это, например, информация о том, что рядом есть еда.

    У людей же объект разговора может быть самым разным. Может включать в себя навык или опыт, чувства, которые передают друг другу.

  3. Средства – это способ передачи информации. Поскольку общение – это не только слова и использование языка (что это такое?), письменности. Сигналы можно передавать и с помощью запахов, визуального компонента, или прикасаясь к другому человеку.

Влияние общения на жизнь человека

Внешний мир постоянно воздействует на личность человека. Содержание общения – это продукт, передаваемый в процессе межличностной или групповой коммуникации. Содержание общения оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на психику.

Например, если взрослые строят педагогическое взаимодействие со своим воспитанником в спокойном, размеренном стиле, то ребенок будет отличаться уравновешенностью, рассудительностью, уверенностью в себе. В случае, когда ребенок постоянно находится в истошном и беспокойном окружении, то он вырастет неуравновешенной личностью, склонной к истерии.

Общение родителей и детей

Позитивная структура коммуникации с партнером – это целая наука, которая поможет достичь основных целей общения без стрессов.

Можно назвать несколько кратких правил позитивной коммуникации:

  • Налаживание визуального контакта. Слова, конечно, очень важны, но открытый и прямой взгляд убедит собеседника в искренности намерений. В то время как скучающий и бегающий взор заставит усомниться в честности и добросовестности человека.
  • Использование жестов должно быть оправданным в зависимости от цели и стиля общения (жесты, уместные на отдыхе в компании с друзьями, будут выглядеть нелепо на официальной встрече).
  • Общение строится в форме диалога (полилога), а не монолога. Если задают вопрос, то сначала выслушивают ответ, только потом высказывают свое отношение к обсуждаемому вопросу (монологическая речь приемлема во время лекций, докладов и выступлений).
  • Чрезмерные жалобы и упреки делают общение токсичным.
  • Не всегда собеседник готов воспринять правдивую информацию, поданную в прямой и безапелляционной форме, поэтому нужно тщательно продумывать целесообразность передачи сведений и выбирать форму подачи материала.

Важно! Правило «человек имеет 2 уха и 1 рот» значит, что нужно больше слушать, чем говорить, чтобы считаться у окружающих приятным собеседником

Виртуальное общение

Во все времена роль общения в развитии личности была колоссальной. В современном обществе человеку, наверное, сложнее найти уединение, чем страдать от недостатка общения, которое из непосредственного все больше переходит в дистанционную форму. Виртуальное общение – прекрасное изобретение человечества, облегчающее общение с людьми на большом расстоянии друг от друга и быстро решающее многие задачи общения.

Если взрослый человек – это уже сформировавшаяся личность, которая хорошо знает о подводных камнях виртуального общения, то для неустойчивой психики ребенка или подростка такой вид коммуникации может оказаться губительным. Не зная ценности непосредственного общения, ребенок с головой уходит в виртуальное пространство, где он видит свою значимость, знает правила общения, принятые в принимающем его сообществе.

Врачи не зря призывают ограничивать время работы ребенка с современными гаджетами – это не только влияет на физическое здоровье детей, но и провоцирует появление одной из самых трудноизлечимых зависимостей – компьютерной. Задача взрослых – не только материально обеспечивать свое чадо, но и показать красоту непосредственного общения, указать на опасности виртуального мира и его отличие от действительности. Отечественные педагоги-психологи отмечают, что в дети с компьютерной зависимостью не представляют, как относиться к сверстникам в классе, отстают по многим предметам, раздражительны и не уравновешены.

Позитивное общение со сверстниками

Педагогика представляет много схем общения с воспитанниками, способствующих правильному формированию коммуникативных навыков.

Таким образом, общение – неотъемлемый компонент жизни человека в социуме. Оно влияет на характер, личность и качество жизни человека. Первоначальные навыки общения формируются еще в младенческом возрасте, затем развиваются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Методы установления доверительных отношений


Раппорт в действииРассмотрим основные способы осуществления подстройки:

  1. Принятие . Главная роль отведена выражению лица, манере разговора, расстоянию между людьми. Искренний и открытый взгляд должен показывать интерес к собеседнику и его проблемам. Тон голоса – мягкий, соответствующий доверительной беседе. Если между собеседниками сохраняется расстояние вытянутой руки, то это оптимальный вариант для дружеского взаимодействия; положение рук и жесты должны выражать желание помочь.
  2. Позы и жесты . Ученые сделали вывод: людям трудно спорить с теми, кто занимает такую же позу. Основываясь на этом заключение, разработан вид подстройки, когда копируется прямое или зеркальное положение партнера. В этом случае поведение должно быть естественным, чтобы собеседник ничего не заподозрил.
  3. Дыхание . Техника настройки на ритм дыхания партнера достаточно сложная и не применяется на первых этапах обучения.
  4. Речь и мышление . Метод относится у самых сложным, но показывает превосходные результаты. Установленный контакт остается стабильным на продолжительное время, теряется зависимость от расстояния. Требуется проанализировать мышление собеседника, определить стиль последнего. Дальнейшие действия направлены на адаптацию своей речи под склад ума партнера.

К менее важным относят настройки на ценности собеседника, убеждения, человеческие качества, социальную роль и другие. Помимо всех перечисленных, существуют разные смешанные модели. Последние эффективно и успешно применяются на практике.

3.1 Коммуникационные каналы и коммуникационная структура

Взаимодействие
между элементами управленческой
структуры осуществляется посредством
коммуникационных каналов. Совокупность
таких каналов, связывающих органы
управления, образуют коммуникационную
структуру.

Такая
структура может быть глобальной, когда
охватывает предприятие в целом, и
локальной, если относится только к одной
ее части, например подразделению.

Осуществление
коммуникаций только через одно какое-то
центральное звено означает, что
коммуникационная структура является
централизованной. Причем само это звено
выступает в качестве не только посредника,
но и источника и контролера коммуникаций
преимущественно вертикального характера.
В то же время коммуникационная структура
может быть и полицентричной, предполагающей
наличие нескольких равноправных
субъектов, выполняющих функции «узлов»
коммуникаций, или децентрализованной,
когда большая их часть происходит
напрямую.

Коммуникационные
каналы различаются, прежде всего,
техническими возможностями: пропускной
способностью (реальным объемом и
скоростью взаимодействия, которое может
осуществляться с их помощью за единицу
времени), частотой и масштабами возможных
сбоев (например, потерь информации).
Другой характеристикой коммуникационных
каналов является их направленность.
Она может быть односторонней, когда
коммуникация идет в одном направлении
(например, отчет о проделанной работе),
или двусторонней, предполагающей
взаимодействие (переговоры).

Коммуникационные
каналы внутри предприятия могут быть
официальными и неофициальными. Первые
связывают между собой должности или
подразделения, а вторые – субъектов
управления как частных лиц.

Если
коммуникационные каналы соединяют
элементы управленческой структуры,
принадлежащие к различным ее уровням,
они являются вертикальными. По ним
сверху вниз передаются, например, команды
и инструкции, осуществляется регулирование
деятельности нижестоящих звеньев. Снизу
верх поступают отчеты о проделанной
работе и рекомендации руководству.

Эффективность
использования вертикальных каналов
коммуникации, как показывает практика,
часто не высока. Например, при обмене
информацией между ними имеют место ее
значительные потери. Так, исследования
показывают, что в крупных организациях
при переходе от одного уровня управления
к другому теряется до 30% информации, а
в целом по цепочке при движении сверху
вниз до 80%, а снизу вверх – до 90%. Это
объясняется недостаточным знанием и
пониманием работниками разных уровней
управления проблем друг друга.

Горизонтальные
коммуникационные каналы непосредственно
связывают равные по статусу элементы
предприятия (управленцев одного уровня).
Они обеспечивают наиболее эффективное
решение их общих проблем за счет повышения
оперативности взаимодействия. Следует
отметить, что потери информации при
взаимодействии между управленцами
одного уровня, даже работающими в разных
подразделениях, не столь велики (обычно
не более 10%) не в последнюю очередь
благодаря их неформальным контактам.

Каналы,
связывающие элементы, относящиеся не
только к разным уровням, но и к различным
частям структуры, могут быть названы
диагональными. Обычно они предназначены
для осуществления связей между участниками
различного рода комитетов, комиссий,
специальных групп. Сегодня такие каналы
еще относятся к разряду неформальных
или полуформальных.

Вебинары и прямые трансляции

Раньше этот инструмент никогда не был в топе каналов коммуникаций, но во время пандемии он очутился на четвертом месте. Как инструмент продвижения вебинары чаще всего используются в бесплатном формате. Так бизнес может рассказать о своем товаре и наглядно показать его преимущества. В случае с инфопродуктами вебинар используется как некий пробник, чтобы аудитория самостоятельно оценила уровень спикера и предлагаемой информации.

Во главе такого подхода всегда стоит какая-то интересующая ЦА тема. На вебинар и эфиры приходят, чтобы в ней разобраться, и иметь шанс получить ответы на свои вопросы. Собрав публику на горячую тему, можно нативно или открыто презентовать свой платный продукт. При неправильном подходе, плохой теме или ее недостаточном раскрытии зрители могут негативно воспринять попытку что-то им продать. Поэтому подготавливайте качественный контент и активно общайтесь с людьми во время эфира, так как именно за этим аудитория пришла в первую очередь. Если ее удовлетворить, предложение платного продукта будет воспринято спокойно и с большей вероятностью будет куплено.

Правила вербального общения

Если вы хотите стать успешным собеседником, который может всегда добиваться большего за счёт грамотного общения, вам необходимо уделить внимание развитию вербальных навыков

В частности, важно приучить себя соблюдать следующие правила:

Всегда демонстрировать доброжелательность к собеседнику и не забывать использовать речевые обороты, выражающие уважение.
Не стремиться навязать собственную точку зрения

Если становится очевидным расхождение взглядов в определенном вопросе, всегда можно найти способ избежать спора или навязывания мнения.
В разговоре важно всегда быть последовательным и логичным. Высказывания не должны противоречить сказанному ранее.
Рассказывая что-то другому человеку, важно помнить, что он может недостаточно хорошо знать все обстоятельства

Поэтому важно избегать неоднозначных высказываний, которые он может понять неправильно.
Все фразы должны быть краткими, емкими и однозначными. Нельзя перегружать свою речь сложными составными предложениями.
Важно всегда говорить правду, не приукрашивая и не преувеличивая. Кроме того, лучше избегать недостоверной или неточной информации.
При построении фраз желательно учитывать принадлежность собеседника к определенной субкультуре, его национальность, социальный статус, возраст и прочие особенности. Иначе можно обидеть человека и даже не заметить этого.

Ещё один важный навык вербального общения – умение не перебивать собеседника. Необходимо позволить ему высказаться, после чего, сделав небольшую паузу, медленно и уверенно озвучить собственные мысли.

Невербальная коммуникация.

В ситуации языкового дефицита (отсутствие языковых средств) можно общаться при помощи средств невербальных (несловесных). Они появились гораздо раньше речи, поэтому их иногда называют естественным, то есть не изобретенным человеком, а данным ему от природы инструментом общения.

Невербальные средства общения подразделяются на группы:

а) кинесические (от греч. Kinetis- движение) – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно – регулятивную функцию в общении. К ним относятся поза, жест, мимика, взгляд, походка, направление движения.

б) просодические (от греч. Prosoidia– ударение, припев) – ритмико – информационные особенности речи: высота и громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

в) экстралингвистические (лат. Extra– вне, сверх, лат.Lingua- язык) – включенные в речь психофизиологические проявления. Это пауза, вздохи, кашель, смех, плач и прочие.

г) такесические (от лат. Taktus– прикосновение, ощущение) – это динамическое прикосновение в форме рукопожатия, похлопывание по плечу, колену, спине, поцелуи, прикосновение телом.

д) запах издаваемый партнерами (редко отличается в академической литературе как невербальное средство общения).

Определение и структура

Категория общения в психологии рассматривает процесс взаимодействия членов социума, который происходит с целью удовлетворения потребностей. В результате взаимоотношений происходит обмен информацией, знаниями, навыками, мыслями, эмоциями, что составляет основу межличностных взаимоотношений. Структурные составляющие процесса общения:

  • Коммуникация (обмен информацией).
  • Интеракция (организация взаимодействия, обмен действиями).
  • Социальная перцепция (восприятие, познание, понимание собеседника).

В ходе общения проявляются индивидуальные черты каждого участника, что обуславливает появление форм, стилей, моделей общения, которые отдельно рассматриваются в психологии. Структура коммуникации складывается из относительно автономных компонентов, которые включают цель, содержание, инструменты и средства общения.

Как научиться эффективной коммуникации

Но оставим эти нюансы таким сферам, как психология и менеджмент (что это такое?), для нас же с вами более насущен другой вопрос: можем ли мы что-то сделать, чтобы стать приятным собеседником? Можем!

Научиться эффективной коммуникации не так уж сложно – достаточно придерживаться хотя бы этих нескольких правил:

  1. Молчи и слушай. Не стоит постоянно доминировать в разговоре. Собеседник ждет от партнера не только высказываний по поводу его точек зрения «на все», но и банального понимания (то есть умения выслушать);
  2. Эмпатия. Психологи говорят, что при разговоре нужно не просто воспринимать сухие факты, но и пытаться разобраться в чувствах и эмоциях собеседника. Отзывчивость, сочувствие, доброжелательность и понимание – залог успеха;
  3. Оптимизм. Если говорить только об отрицательных моментах и постоянно жаловаться, собеседник быстро от вас отвернется. Нужно нести позитив, зарождать надежду, морально вдохновлять и поддерживать, и тогда общения с вами будут искать даже те, кому вы раньше не были интересны;
  4. Уважение. Во время беседы нельзя откровенно критиковать, осуждать или жестоко шутить. Проявить уважение и понимание к чувствам другого – этого требует не только вежливость, но и элементарная воспитанность;
  5. Щепетильность. Касательно того, когда нужно уступить, у каждого есть свое мнение. Заметив какие-то несовпадения с собственной версией, не спешите сразу об этом заявлять. Шутки и насмешки в этом случае категорически не приемлемы. Даже если мнение собеседника очевидно неправильно, лучше тактично промолчать или просто уступить.

Как видите, коммуникация – важный аспект жизни любого человека. Помня нехитрые правила (и тем паче – имея научную подкованность), легко можно стать желанным и интересным собеседником. Больше рекомендаций и практических советов – в этом видео:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Виды коммуникации

Если общение – это неглубокое, легкое и чаще всего бытовое взаимодействие, то коммуникация – это взаимодействие профессиональное, интерактивное, с осознанными целями и предварительно подготовленными скриптами.

В отличие от общения, коммуникациям совершенно не свойственны ни чувства, ни эмоции (что это?), а если таковые и проявляются, то непременно с прагматичной целью – то есть с пониманием того, что сейчас это необходимо, чтобы решить ту или иную ситуативную задачу.

Существуют самые разные классификации относительно видов коммуникации. Представим лишь несколько из них:

  1. познавательная – преследует цель расширить круг познаний партера, его информационный фонд. Ожидаемый результат – освоение новообретенной информации и последующее применение новых знаний в своей практической деятельности;
  2. убеждающая, основная цель которой – вызвать у собеседника определенные чувства, необходимые для формирования ценностных ориентаций и нужных инициатору установок. Ожидаемый результат – сделать собеседника единомышленником, привлечь его на свою позицию, изменить его личностные ориентиры и затем использовать его интеллектуальные возможности;
  3. экспрессивная – преследует цель сформировать у собеседника особый психоэмоциональный настрой, чтобы затем побудить его к совершению необходимого вам действия. Ожидаемый результат – изменение эмоционального фона партнера, его вовлечение в конкретные акции и выгодные инициатору действия.

«Языки» любви

Сказать о своем отношении к близкому человеку можно не только словами и в наши дни. Вербальный канал любовной коммуникации совсем не обязательно является главным и тем более – единственным.

Помимо вербального (словесного) канала выражения чувств психологи выделяют еще 4 основных канала, или языка любви:

  1. Язык прикосновений (тактильно-сексуальный канал).

Язык заботы (канал ответственности и альтруизма).

Язык общности (канал присутствия, совместной деятельности, время, проведенное вместе).

Язык символов (комплименты, восхищенные взгляды, знаки одобрения, подарки, поступки во имя любви).

Все остальное – «диалекты» этих языков. Они всегда уникальны.

Уровни межкультурного общения

В многонациональной стране, которой, например, является Россия, неизбежно общение людей разных этнических групп. При этом происходит взаимное знакомство с нормами нравственного поведения, обычаями, верованиями, национальными традициями на уровне как личных, так и общественных, деловых, производственных отношений.

Изучение этих процессов привело к выделению уровней межкультурной коммуникации в зависимости от количества ее участников.

  1. Межличностный уровень общения людей разных этнических групп. В непосредственном общении человек вольно или невольно демонстрирует не только языковые особенности, но и поведенческие. Большую роль в налаживании межличностного уровня коммуникации играют его пол, возраст, внешний вид, образованность, общественное положение. Готовность понимать и уважать национальные особенности партнера по общению вызывает доверие и желание поддерживать деловые или личные контакты.
  2. Межкультурная коммуникация членов малых групп может осуществляться в рамках деловых встреч (участие в мероприятиях, обмен опытом, координация производственной деятельности) или возникает случайно (поездки, путешествия). Особенности речи, поведения, мышления людей разных национальностей оказывают серьезное влияние на характер их общения. Они могут вызвать негативные реакции, если партнеры демонстрируют их исключительность и не готовы искать приемлемые для обеих сторон формы общения.
  3. Межкультурная коммуникация на этническом уровне (больших групп) способствует обновлению и взаимообогащению культур соседствующих народностей. Но в то же время порождает тенденции к сбережению национального самосознания, особенностей быта, верований, традиций. Насильственное подавление культуры какого-либо этноса другим, доминирующим на общей территории, приводит к полному или частичному ее уничтожению.

В многонациональных государствах, где существует хозяйственное и политическое единство народов, их населяющих, возможен национальный уровень межкультурной коммуникации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector