Как развить свое внимание

Развитие внимания

Внимание — одно из самых важных качеств человеческой психики. Его нельзя назвать самостоятельной функцией, так как оно тесно связано со всеми психическими процессами и проявляется внутри каждого из них

Человеку приходится внимательно смотреть, слушать, пользоваться другими органами чувств, вести разнообразную мыслительную деятельность. Можно дать следующие определения вниманию:

Это процесс избирательного отбора наиболее важной информации, поступающей из окружающего мира, и игнорирование остальной (второстепенной) информации. Фокусировка человеком своего восприятия на каком-то объекте или событии

Фокусировка человеком своего восприятия на каком-то объекте или событии.

Фокусировка (или направленность) восприятия может быть непроизвольной, произвольной и послепроизвольной.

Непроизвольное внимание связано с раздражающими факторами, когда подсознание само переключает восприятие человека на какой-либо объект. Раздражающим фактором может быть броский цвет, громкий звук, резкое движение или смена одного явления на другое (например, бьющий в глаза резкий свет при выезде из тоннеля)

Произвольное внимание основано на сознательном управлении им, и связано с принудительной концентрацией на определенной деятельности, а также исключением отвлекающих факторов (так ученик, сосредотачивая свое внимание на решаемой задаче, выключает музыку и просит не шуметь). Послепроизвольное внимание является продолжением произвольного, когда выполняемая работа вызывает интерес, а сосредоточенность на ней не вызывает сознательных усилий

Этот вид внимания наиболее эффективен для решения любых задач

Послепроизвольное внимание является продолжением произвольного, когда выполняемая работа вызывает интерес, а сосредоточенность на ней не вызывает сознательных усилий. Этот вид внимания наиболее эффективен для решения любых задач

Внимательность — одна из важнейших характеристик психики человека. От того, насколько она развита, зависит продуктивность его учебной и профессиональной деятельности, эффективность потраченного на решение задачи времени. Зачастую от того, насколько развита внимательность, зависит жизнь и здоровье человека. Так, невнимательность за рулем приводит к авариям, а незамеченное препятствие (натянутый трос, яма, открытый люк) могут служить причиной несчастного случая

Без навыка правильно распределять внимание невозможно работать авиадиспетчером, ведь ему приходится одновременно удерживать в зоне своего контроля сразу несколько движущихся объектов

Поэтому внимание обязательно нужно в себе развивать наряду с воспитанием такого важного качества личности, как сила воли. Как и любой навык, оно поддается тренировке в любом возрасте, если подойти к этому процессу правильно и действовать целенаправленно. 

Метод 3: Скорочтение

Прием скорочтения является хорошим методом для закрепления навыка концентрации внимания и увеличения объема одновременно обрабатываемой информации. Этот метод доступен не только взрослым, но и детям школьного возраста. Способ обучения подробно описан в различных пособиях по психологии. Чаще всего обучение начинается с работ со специальными таблицами, в которых прописаны в хаотичном порядке в ячейках разных размеров и форм одно- и двузначные числа. Нужно сконцентрировать взгляд на центре таблицы и периферийным зрением находить по порядку все числа от меньшего к большему или наоборот. Так тренируется периферийное зрение — чем дольше упражняться, тем отчетливее становятся видны числа, удаленные от центра таблицы. При этом увеличивается объем информации, которая в один момент поступает на обработку в мозг.

Результатом освоения этого навыка является еще и экономия времени при изучении большого объема информации, что сказывается на продуктивности решаемой задачи в целом. Для того, чтобы изучить несколько источников информации в поисках необходимых данных, требуются уже не часы, а минуты.

Игры и повседневные занятия для памяти

Некоторые настольные игры развивают внимание и память. Например, взрослые версии популярной детской игры «Мемо», состоящей из карточек с парными изображениями

Карточки раскладываются рубашкой вверх и открываются попарно. Цель игры – запомнить расположения парных картинок и собрать как можно больше пар. В «Мемо» для взрослых картинки очень похожи между собой, игра требует высокой концентрации и внимания.
Не менее популярна игра «Эрудит», в которой из набора букв составляются слова. Подбор слов развивает не только память, но и мышление.
Практиковать запоминание можно постоянно в течение дня. Полезно отказаться от списка покупок, при этом можно составлять его, но не брать с собой в магазин. Со временем нетрудно выучить номера телефонов родных и близких, даты рождения.
Отличная тренировка для памяти – изучение иностранного языка. Для запоминания слов и выражений их развешивают на листочках бумаги в местах, которые оказываются на уровне глаз.

Упражнения для развития памяти требуют регулярного выполнения в течение некоторого времени. Сформированные полезные привычки повысят концентрацию внимания и работоспособность, позволят постоянно развивать собственное мышление и узнавать новое об окружающем мире.

https://youtube.com/watch?v=wB_7wsEil-o

Упражнения для развития зрительной памяти

Кроме способов улучшения памяти, применяют разные методы её развития. Ежедневно выполняя несложные упражнения, можно научиться запоминать быстрее и лучше.

Простой и доступный метод развития зрительной памяти впервые озвучил русский художник-маринист Айвазовский. Предмет, пейзаж, группа людей рассматривается несколько секунд (не больше 10). Затем увиденное воспроизводится по памяти с закрытыми глазами. Объект представляется в мельчайших подробностях, как бы «вырисовывается» перед глазами. Можно мысленно задавать себе уточняющие вопросы об объекте, точном расположении деталей и предметов, цветах и материалах, движениях. Не открывая глаз, нужно постараться удерживать подробный зрительный образ и одновременно проговаривать описание. В первое время можно открывать глаза на пару секунд и снова пытаться восстановить увиденное с закрытыми глазами.

Такие нехитрые упражнения дополнительно тренируют умение запоминать подробности, из которых в итоге в памяти и складывается чёткая картина. Визуализация помогает отвлечься от собственных мыслей, улучшить внимание, стимулирует нормальную мозговую деятельность. Изначально яркие и пёстрые предметы можно запоминать частями: например, обратить внимание сначала на небольшой рисунок на яркой упаковке продукта, затем на шрифт названия, а в конце отметить цвет фона или деталь оформления

По этим деталям предмет можно найти из множества похожих

Изначально яркие и пёстрые предметы можно запоминать частями: например, обратить внимание сначала на небольшой рисунок на яркой упаковке продукта, затем на шрифт названия, а в конце отметить цвет фона или деталь оформления. По этим деталям предмет можно найти из множества похожих

Виды внимания

Внимание — избирательная направленность восприятия на определенные объекты. Это особое состояние, при котором ребенок или взрослый способны сосредоточить познавательные процессы на конкретных предметах

Существуют различные классификации внимания. Наиболее традиционной из них является по признаку произвольности:

Непроизвольное внимание. Не требует от объекта каких-либо усилий, а привлекается сильным раздражителем

Основная функция — моментальная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды. Также такой вид внимания называют эмоциональным или пассивным.

Произвольное внимание. Свойственно только для человека и характеризуется волевыми усилиями. Данный вид называют активным или волевым вниманием. Возникает в тех ситуациях, когда человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно прорабатывает для этого алгоритм действий. Основная функция — активное регулирование психических процессов. Произвольное внимание тесно связано с волей.

Послепроизвольное внимание. Обнаруживается в тех ситуациях, когда человек обо всем забывает и с головой погружается в работу. Волевая направленность сочетается с благоприятными условиями деятельности. Внимание связано с сознательной целью и поддерживается сознательным интересом.

Концентрируйтесь на одной задаче

Очень много людей пытаются одновременно делать несколько дел, но так не бывает

Вы просто переключаете свое внимание, но в любом случае оно будет поверхностным, учитывая то, что для максимального погружения человека в рабочий процесс требуется минимум 15 минут

Вред мультизадачности научно доказан. Так, проводились исследования, в ходе которых установлено, что разговор по телефону или с пассажиром во время управления автомобилем увеличивает вероятность аварии. Впрочем, это очевидно. Так почему же мы отвлекаемся, когда делаем другие дела?

Одна из главных причин – скука. Если дело неинтересное, то нам хочется его сделать более веселым

Но внимание от этого страдает, а также мы отучаем себя концентрироваться на скучных делах. Именно поэтому можем, например, во время важных, но скучных деловых переговоров просто перестать слушать партнера и пролететь с выгодной сделкой на миллионы долларов

Просто никому не хочется иметь дела с человеком, который не вникает в их мысли.

Очень полезно для концентрации заранее продумать, что вы будете делать и четко следовать этому плану. Еще одна из причин, по которой мы невнимательны, – субъективное ощущение сложности задания. Значительно легче сосредоточиться на простых задачах. Потому нам нужно любое сложное дело разбить на огромное количество простых и в каждую единицу времени быть сосредоточенным именно на простом задании.

Эта же техника поможет преодолеть лень и начать заниматься тем, чем не хочется

Сила воли и способность произвольно управлять своим вниманием – это одно и то же. Например, не хочется писать диплом

Если вы даже за него сядете, то заметите, что очень быстро ваши глаза направятся в сторону социальных сетей. Ничего удивительного, поскольку вы не свели трудную по вашему мнению задачу к простым действиям.

Впрочем, не нужно расписывать дело до мелочей. Это слишком затратная задача в интеллектуальном плане. Просто задавайте себе вопрос: «Какое самое элементарное действие я могу выполнить прямо сейчас, которое может продвинуть меня к цели». И задавайте этот вопрос себе почаще, поскольку так вы сосредотачиваетесь на конкретном простом действии.

Со временем скучных дел у вас не будет. Знаете поговорку: «Аппетит приходит во время еды»? Главное – начать совершать маленькие, элементарные шаги, которые не требуют волевых усилий. А потом увлечетесь.

Можно совместить этот совет с предыдущим. В качестве примера приведем тот же диплом. Ваши действия по улучшению концентрации будут следующими:

Думаете: «Что можно сделать самое простое, чтобы написать диплом»? Вам приходит идея в голову, например, что наиболее просто включить компьютер.
Нажали на кнопку включения компьютера, сели. Здесь можно сделать паузу для того, чтобы привести мысли в порядок. Это рекомендуется сделать, даже если все и так нормально. Иногда это может быть только иллюзией.
Каждый раз, когда чувствуете, что мысли начинают путаться, делаете небольшую паузу

Только внимание, ничего во время этого перерыва не делаем. Просто даем мозгу переварить ту информацию, которая ему поступила во время написания диплома.
После перерыва опять задаетесь вопросом: «Что можно сделать самое простое?»

Через некоторое время такой стиль работы станет автоматическим

Только здесь важно соблюдать правило: «Или работаем, или ничего не делаем». Отдых нужен для более эффективной работы, а не для поощрения лени, помним о приоритетах

Еще одна техника, близкая к этой. Если не хочется садиться работать, то самым простым действием будет ничего не делать абсолютно. Вот действительно попробуйте усилием воли запретить себе заниматься чем-либо, кроме праздного лежания. Уже в ближайшее время вам надоест это, и заставить себя сосредоточенно работать будет намного проще.

Интересные упражнения

Чтобы развивать внимательность ребенка 8-10 лет, можно также воспользоваться специальными упражнениями.

Описание по памяти главного героя сказки, которую недавно прочитали.
Нахождение всех отличий на двух похожих картинках. Для школьного возраста нужны яркие рисунки с обилием мелких деталей. Ребенок учится концентрироваться на нескольких вещах одновременно.
Чтение слов задом наперед. Казалось бы, примитивное занятие, но это отличный тренажер для зрительной памяти.
Разгадывание кроссвордов. Ребенок начинает проявлять больше усидчивости. Решая занимательные задания, малыш тренирует свою память. Мозг настраивается на будущее решение более сложных задач.
Упражнение «Найди цвет». Суть — правильно назвать цвета, которыми написаны слова. Ребенок сосредотачивается на цвете шифра, а не на слове. Вся сложность в том, что они не соответствуют друг другу. Например, слово «зеленый» написано красным цветом, «фиолетовый» — черным.
В общем перечни букв или цифр необходимо отыскать только какие-то определенные. Можно воспользоваться таблицами Шульте

Смотря на них, ребенок должен отыскать все числа по порядку, при этом как можно скорее переключая свое внимание.
Повторение упражнений за взрослым.
Игра в слова. Взрослый называет слово на определенную тематику

Ребенок его повторяет и добавляет свое. Так постепенно выстраивается длинная словесная цепочка. Задача игроков — не оборвать ее как можно дольше. Например: яблоко-банан-виноград-апельсин… (тема «Фрукты»).
Срисовывание по клеточкам. Ребенку предлагают нарисовать фигуру, согласно образцу. Она может состоять как из разомкнутых фигур, так и из замкнутых. В ходе выполнения развивается не только концентрация внимания, но и мелкая моторика.

От чего зависит внимательность у взрослого и как ее развить?

Задания на развитие внимания используются во всех обучающих методиках, начиная с младшего возраста. Малышей в детском саду просят называть цвета и фигуры, а также учить короткие стихотворения — это делается для того, чтобы тренировать память и учиться концентрироваться на предметах.

Однако не отчаивайтесь, развить внимательность у взрослого человека тоже реально, главное заниматься регулярно и целенаправленно. Основные факторы, которые влияют на внимательность у взрослого – это устойчивость и концентрация, а они в свою очередь зависят от свойств характера каждой отдельной личности.

Чем более волевой и дисциплинированный человек, тем меньше проблем у него с концентрацией внимания. Если вы оглянетесь вокруг, то поймете, что именно такие люди чаще всего доводят начатое дело до конца и могут концентрироваться на своей деятельности длительное время.

«Я хочу» и «мне надо» должны гармонично сочетаться в характере. Необходимо уметь сначала делать сложные дела, требующие особого внимания или усилий, а потом уже приступать к легким и приятным «обязанностям».

Хорошо может развить внимательность решение кроссвордов и игра в шахматы, однако результат будет только в том случае, если ваши стремления совпадают со способностями и желаниями. Больше всего от эффективной работы взрослого отвлекают такие мелочи, как яркие цвета, шелест книг, собственные переживания.

Если это про вас, то научитесь создавать соответствующую обстановку для работы, например, обустройте рабочее место, так чтобы вам было комфортно, купите удобное кресло или наведите идеальный порядок. Каждый выбирает что-то свое.

Длительная концентрация приводит к ослаблению внимания, поэтому обязательно каждые 50 минут надо делать небольшие перерывы в работе, заняться легкой зарядкой и выпить свежезаваренного чая. Важен и психологический настрой на работу.

Популярностью пользуется простой прием, которым по слухам пользовался Наполеон. Представьте, что в голове у вас находится большой шкаф с выдвижными ящичками, в которых находятся разные виды деятельности, выполняемой вами в жизни. Теперь мысленно задвиньте все ящики и оставьте только тот, в котором  находится работа, необходимая в данный момент.

Как часто нужны тренировки?

Поднять уровень своего внимания должен каждый сознательный человек. Детям в этом процессе должны помогать взрослые. Пусть это занятие станет для вас одним из важнейших направлений в развитии

Поэтому тренируйте внимание всегда и везде. Например, вы идете с ребенком по дороге в магазин или в парк

Попросите ваше чадо обратить внимание на окружающие предметы: деревья, бордюры, заборы, здания. Пусть ваш ребенок учится запоминать каждую мелочь: цвет, состав, количество, качество материала. Например, вы увидели бетонный забор зеленого цвета или вы прошли мимо магазина, стены которого были абсолютно прозрачными.

Задайте ребенку направляющие вопросы: «Забор был прозрачный?» или «Что ты увидел за прозрачными стенами магазина?» и т. д. Такие вопросы дадут толчок, и умственная деятельность заработает в полную силу. Помните: специальные упражнения очень хорошо повышают внимательность, но когда она вырабатывается непосредственным путем, эффект только усиливается. Учтите, что во время сна мозг человека всегда закрепляет ту информацию, которую он получил ранее.

В следующем видео вас ждет интересное упражнение для развития внимания при работе с информацией.

Почему человек часто отвлекается

Осознав, что внимательность – это жизненно важное качество, многие начинают искать причины, почему не получается сосредоточиться на каком-либо деле, хотя проявляется максимум усилий. Специалистами выделены причины, влияющие на качество концентрации

К наиболее распространенным относят:

  • низкую мотивацию, т.е. степень заинтересованности человека в объекте;
  • усталость, перенапряжение нервной системы – расстройство наиболее характерно для трудоголиков;
  • возрастные заболевания, когда у человека возникают мозговые расстройства;
  • рассеянность как качество личности, неумение придавать значение главному, при этом оговариваются особенности рассеянности известных ученых.

К сведению. Многие причины невнимательности устранимы, если вникнуть в них и дополнить приятными моментами: подумать о вознаграждении за неинтересную работу, научиться расслабляться в перерывах в работе, бороться со старческим расстройством творчеством, чтением книг.

Внимательность можно быстро улучшать, если предпринимать определенные усилия и воспользоваться советами профессионалов.

Метод 1: Уверенность

Суть метода — включение в себе позитивного настроя, ощущения уверенности в своих силах, отключение негативных мыслей и эмоций. Для этого надо попытаться почувствовать себя счастливым, успешным человеком. Следует научиться радоваться тому, что имеешь, чего достиг (у многих и этого нет), похвалить себя за имеющиеся и будущие успехи. Нужно постараться в негативных событиях найти положительные моменты — а они всегда отыщутся, если хорошо поискать.

Специалисты в области психологии доказали, что в таком позитивном настрое легко заниматься умственной работой, полностью сосредоточиться на ней. Полное погружение в рабочий процесс, сознательно вызванный к нему интерес положительно сказываются на качестве и скорости функционировании памяти, на структурировании информации мозгом. 

Эффективные упражнения и методики

Чтобы повысить интеллект, нужно должным образом повысить осознанность. Для этого необходима практика. Осознанность идет рука об руку с внимательностью. Когда эти два фактора корректируются должным образом, умственные способности улучшатся

Если вы сможете натренировать осознанность, то сможете легко сосредотачивать свою внимательность на чем-то важном и необходимом для вас. К тому же вы сможете увеличить объем своей памяти и выработать привычки, которые позволят вам действовать несмотря на трудность ситуации

Помните о том, что практикующие методы, которые повышают осознанность, могут способствовать выработке внимательности.

Есть различные техники, которые хорошо способствуют выработке обоих направлений. Ребусы позволяют сосредоточить интерес и тем самым развивают все виды умственной деятельности. Чтобы дети не уставали, и их интерес к обучению не пропадал, необходимо устраивать физкультминутку во время урока. Небольшая зарядка даст такой эффект, который будет сопоставим с интеллектуальным упражнением. Упражнение «Муха» требует наличия доски с расчерченным полем (3х3) по принципу девятиклетки. Также нужно приобрести кусок пластилина (он выступит в роли мухи). Учитель подает команды: вправо или влево, вниз или вверх. Все ученики внимательно следят за перемещением объекта и стараются не допустить его выхода из игрового поля. Если «муха» выходит за пределы поля, она возвращается в центр доски, и игра снова начинается.

Рассмотрим и другие эффективные приемы. Метод сосредоточения на своем дыхании поможет не только расслабиться, но корректировать уровень сосредоточения на чем-либо. Для выполнения данного способа вам нужно сесть в кресло и следить за своим дыханием. Как только вы привыкнете выполнять данное действие, ваш ум непроизвольно начнет отвлекаться на посторонние действия. Например, вы вдруг вспомните про обед или про невымытую посуду. Если произойдет отвлечение от основной мысли, вы должны будете вернуться в исходное положение и продолжите следить за дыханием.

Увеличить потенциал групповой внимательности поможет следующее упражнение. Для его выполнения все участники становятся в круг. В середине остается смотрящий. Ведущий дает команду: «Утро раннее!», после чего игроки начинают непроизвольно двигать руками и ногами. Внезапно ведущий произносит: «Всем замереть!» (желательно, чтобы голос при этом был негромким). Того игрока, который не услышал и не выполнил команду, «ловит» смотрящий. Проигравший становится смотрящим, а бывший смотрящий становится в общий круг. Игра помогает выработать внимательность и наблюдательность.

Как оценить свой уровень концентрации внимания

После того, как вы успешно освоили все 10 упражнений, оцените свой уровень концентрации с помощью несложных тестов.

Тренировка ума: 10 упражнений на концентрацию вниманияФотография: Depositphotos

Тест «10 слов». Для него потребуется помощник. Он называет десять разных по смыслу слов, которые не связаны ассоциациями. Вам нужно их повторить. Например: лето, подушка, портмоне, мультиварка, гололед, носки, балкон, пакет, тетрадь, выставка.

Если назвали 8 слов, у вас высокая концентрация внимания. Если смогли повторить 7 слов – результат удовлетворительный. Ниже семи – у вас низкая концентрация внимания.

Вот еще один тест. Для него понадобятся секундомер и пять таблиц из пяти ячеек по горизонтали и пяти – по вертикали. В каждой таблице в хаотичном порядке расположены цифры от 1 до 25. У вас 5 попыток – по одной на каждую таблицу. Ваша задача – найти и показать все цифры по порядку. Засекайте время отдельно на каждую попытку.

Если вы уложились в 40 секунд или меньше – у вас отличная концентрация внимания. Если вам понадобилось больше 40, но меньше 50 секунд – результат удовлетворительный. Если не уложились даже в норматив 50 секунд – вам необходимо развивать внимательность. Для чистоты эксперимента подготовьте эти таблицы заранее или попросите помощника – вы не должны знать порядок цифр.

Как повысить внимательность и научить усидчивости?

Если вы были с ребенком у невролога и он вам сказал, что все хорошо, что развитие нервной системы соответствует возрасту, то помочь своему ребенку можно так:

1. Режим дня

Да-да, это основа всего. Когда говорят про режим дня, то имеют в виду сон, питание и прогулки. Поведение на уроке, настроение ребенка, его готовность учиться, слушать учителя и участвовать в жизни класса зависит от того, выспался ли он, сыт ли, достаточно ли времени провел на свежем воздухе, хватает ли ему физической активности.

На свежем воздухе полезно проводить минимум два часа в день (в любую погоду). А питание включает завтрак, обед, ужин.

Рекомендации звучат просто, но, чтобы организовать весь этот процесс, требуется воля родителей.

2. Практики повседневной жизни

Повседневные дела (уборка, мытье посуды, приготовление еды, стирка) могут стать прекрасным тренажером для повышения внимательности не только у школьников, но и у малышей.

Уже двухлетний ребенок может подметать пол, протирать пыль, складывать снятую одежду на стульчик, помогать развешивать постиранное белье, подавая мелкие вещи, складывать разобранное белье в стиральную машину.

Если вам сложно придумать, что же может делать ребенок в том или ином возрасте, то следует поискать различные списки домашних дел, которые можно поручить детям, или обратиться к опыту Монтессори-педагогики (из этого подхода в данном случае будут полезны упражнения практической жизни).

3. Игра

Она на долгое время останется любимым времяпровождением.

Карточные или настольные игры требуют концентрации, умения следовать правилам, и они часто направлены на развитие внимательности.

4. Практики осознанности (Mindfulness)

Волнение, тревога, стресс часто сопровождают нашу жизнь и являются еще одной причиной неусидчивости ребенка.

В России о практиках mindfulness можно прочитать в двух книгах Тхить Нят Ханя «Семена внимательности. Практики осознанности для детей» и «Пригоршня тишины. Счастье в четырех камешках», книгах Марии Монтессори, Вольфганга М. Ауэра «Практика пробуждения чувств. Игры и идеи для детских садов и дошкольных групп».

Очень важно, чтобы ребенок научился:

  • справляться со стрессом;
  • чувствовать свое тело;
  • понимать свои эмоции: испуг, радость, злость, огорчение, удивление, гордость, волнение, восторг.

Выработать у ребенка внимательность и усидчивость поможет следующее упражнение. Требуется навык его выполнения, и здорово, если вы с ребенком дома это попрактикуете.

Упражнение «5-4-3-2-1»

  1. Назови 5 предметов, которые ты видишь перед собой.
  2. Назови 4 предмета, которые ты можешь потрогать.
  3. Назови 3 предмета, которые ты можешь услышать.
  4. Назови 2 предмета, запах которых ты можешь почувствовать.
  5. Назови 1 предмет, который ты можешь попробовать на вкус.

Упражнение «успокаивающее дыхание»

Что делать с неусидчивым ребенком? Это упражнение поможет научить усидчивости. Нужно занять удобную позу (и ребенок должен понимать, как ему удобно) и закрыть глаза. Медленно дышать на счет 10.

5. Физическая активность

Парадоксально, но в раннем возрасте очень многие родители помнят, что физическое развитие связано с развитием нервной системы

К школе обычно внимание смещается на интеллектуальную сферу

Но движение продолжает быть очень значимым! Важно, чтобы ребенок бегал, прыгал, играл в мяч

Методы эти разработаны для помощи детям, имеющим трудности в усвоении школьной программы.

Вот несколько упражнений, которые можно практиковать вместе с ребенком. Для освоения более полной программы потребуется помощь специалиста.

«Двойные рисунки»

Необходим лист бумаги, два маркера.

Ребенок смотрит на ведущую руку и рисует округлые формы. Рисовать можно сначала один рисунок. Освоив же его, можно рисовать два рисунка одновременно.

«Ленивые восьмерки»

Правой рукой рисуем восьмерку: вверх – рисуем наружу, вниз – рисуем внутрь. Начать осваивать упражнение можно вместе, взяв руку ребенка в свою. Или нарисовать восьмерки на листе бумаги и попросить ребенка обводить их. Левой рукой рисуем восьмерку: вверх – рисуем наружу, вниз – рисуем внутрь.

6. Творчество

Любое творчество полезно! Рукоделие, рисование, музыка – что угодно.

Сейчас есть исследования, доказывающие полезность творчества для развития нервной системы, мозга. Творчество помогает справляться со стрессом и переживать травматичный опыт.

Если вы были с ребенком у невролога и он отметил некоторые нюансы созревания нервной системы, то помочь ребенку стать более внимательным и усидчивым можно теми же самыми способами, но в сотрудничестве с неврологом и нейропсихологом.

Переходим к упражнениям на концентрацию внимания

Как только вы научились абстрагироваться от внешних раздражителей, переходите к упражнениям на концентрацию. Они простые и не требуют много времени. Но выполнять их нужно регулярно.

В любой обстановке концентрируйтесь на том, что происходит вокруг вас

Если идете по улице – обращайте внимание на погоду, здания вокруг, тротуарную плитка, людей рядом с вами. Если сидите в офисе – подмечайте детали: отделку стен, светильники, количество ступенек на лестнице и т.д

Это упражнение можно делать где угодно.
Выполняйте осознанно любое привычное действие. Обратите внимание, как переставляете ноги по дороге на работу или во время прогулки, как готовите ужин и накрываете на стол. Упражнение помогает глубоко сосредоточиться на любой задаче.
Рассматривайте знакомые предметы, людей и отмечайте новые качества. Например, на той стене появилась трещина – раньше ее не было. Окно недавно помыли. На тумбочке несколько дней не вытирали пыль. А этот коллега проспал на работу – небрежно одет и порезался во время бритья, и т.д. Такая тренировка для ума научит вас замечать неочевидные детали.
Возьмите в руки любой фрукт – яблоко, апельсин или банан. Исследуйте объект со всех сторон: внешнюю оболочку плода, оттенок, форму, запах и тактильные ощущения, которые он вызывает. Не позволяйте посторонним мыслям сбивать вас.
Усложните предыдущее упражнение: вместо настоящего фрукта изучайте воображаемый. Закройте глаза и представьте цвет, аромат, форму, фактуру. Если изображение размытое, откройте глаза, посмотрите на фрукт несколько секунд и повторите упражнение. Плод можно представлять в руках или на столе – как вам больше нравится.
Возьмите любой предмет: ложку, вилку, стакан. Сосредоточьтесь на объекте. Наблюдайте за ним с разных ракурсов, но не произносите мысленно ни слова. Просто молча рассматривайте.
Это упражнение выполняйте после успешного прохождения предыдущих. Нарисуйте на листе треугольник, круг или квадрат, раскрасьте любым цветом. Разместите лист с рисунком перед собой и сосредоточьте внимание на нарисованной геометрической форме. Не отвлекайтесь на посторонние мысли и движения. Смотрите на рисунок, думайте только о нем.
Усложните предыдущее упражнение. Посмотрите на геометрическую фигуру, а затем визуализируйте ее с закрытыми глазами. Если картинка получается размытой, повторите с начала: посмотрите на объект, закройте глаза и снова попытайтесь визуализировать.
Это упражнение усложнит два предыдущие. Визуализируйте нарисованный объект не с закрытыми, а с открытыми глазами.
Постарайтесь в течение 5 минут ни о чем не думать. Это упражнение получится только после успешного завершения остальных. На первых порах свобода от мыслей будет недолгой – тренируйте этот навык.

Полезные игры на развитие внимания

Для формирования внимания у детей младшего школьного возраста разработаны специальные упражнения и игры. Основная цель таких занятий — отыскать ошибку, изменение или соответствие. Заниматься развитием можно и в повседневной жизни.

Просто обсуждайте с ребенком увиденное или прочитанное, стараясь при этом обратить внимание на максимум деталей: во что был одет главный герой, в каком городе он жил; какая погода стояла на улице?

Если нужна подвижная игра, можно предложить детям поучаствовать в «Зеваках». Ребята идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего они останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают двигаться в противоположную сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок допустил ошибку, он покидает игру.

С помощью игр можно развивать слуховую внимательность. Предлагаем детям послушать и запомнить то, что происходит за окном или за импровизированной ширмой. Затем необходимо пересказать свои воспоминания. Побеждает тот, у кого это получилось сделать более точно.

Средства для улучшения памяти

При чрезмерных умственных нагрузках и стрессовых ситуациях мозг теряет способность фиксировать большие объёмы информации, разделять сведения на важные и не очень. После напряжённого дня в мыслях оседают мелкие заботы, а действительно важные дела и события неожиданно забываются.

Для правильной работы мозга, а значит и хорошей памяти, необходимы:

Сон. Спокойный, регулярный и длительный.
Смена деятельности. Лучше выстроить работу в течение дня таким образом, чтобы не приходилось засиживаться над одним делом, так как это приводит к снижению внимания и концентрации. Работу с цифрами сменить чтением документации, а телефонные переговоры – перепиской.
Физические нагрузки. Спорт полезен для каждого человека, а если повседневная деятельность подразумевает умственное напряжение, то двигательная активность особенно необходима. Подойдут занятия плаванием, бег, гимнастика, спортивные игры, силовые упражнения.
Сбалансированное питание

Желающим улучшить внимание и запоминание диетологи советуют чаще употреблять: орехи и семечки, отруби, чернику и чёрную смородину, морепродукты и рыбу, оливковое и растительные масла.
Прогулки на свежем воздухе. Насыщение кислородом клеток, тканей и органов – обязательное условие нормальной работы организма человека

При нехватке кислорода мыслительные процессы замедляются, снижается концентрация, внимание и работоспособность.
Полноценный отдых. Накопленные стрессы, нервное истощение и хроническая усталость не пройдут за один день, поэтому не стоит пренебрегать ежегодным отпуском. Лучше отправиться на море, в горы, на природу, чтобы восстановить силы.
Лекарственные препараты. В некоторых случаях лечащий врач назначает препараты для улучшения памяти.

Подведем итоги

Это позволит стремительно расти во всех сферах жизни: от бытовых вопросов – до бизнеса. И благотворно скажется на здоровье: вы будете меньше нервничать, увереннее принимать решения в момент стресса, лучше спать – все это снижает риск депрессии.

Как и в любом навыке, в тренировке ума важна системность: только регулярные упражнения на концентрацию внимания помогут получить результат. Но есть хорошая новость: вам не нужно составлять расписание занятий – выполняйте их в любом месте в свободную минутку. Главное – подойти осознанно и не забывать упражняться. И уже совсем скоро ощутите свою власть над сознанием.

Материал подготовил: Александр СергеевФотография с обложки: Depositphotos

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector