Закодируйся: как выбрать первый язык программирования

Список языков программирования

Есть тысячи языков программирования. Мы выделили те, что наиболее популярны и чаще используются в современном мире.

Basic

Basic или Бейсик называют группу языков программирования высокого уровня. Его создали профессора колледжа Дартмут в 1964 году с целью помощи студентам в создании собственных компьютерных программ. Сейчас детище Томаса Курца и Джона Кемени стало основным языком, на котором пишутся программы для ОС Windows.

C

В далеком 1972 году Дэннис Ритчи придумал язык, который остается популярен и сейчас. Программисты любят его за успешное сочетание в нем элементов как высокого, так и низкого уровней программирования. Кстати, для тех языков программирования, которые используются для написания сайтов, основой является как раз язык Си.

С++

Этот язык произошел от Си, но он больше уделяет внимание обобщенному программированию. Сейчас он является одним из самых популярных языков, ведь на нем пишут огромное количество программ

Он подходит для создания ОС, драйверов, серверов, игр, прикладных программ и много другого. Си ++ является универсальным языком, который эффективен, многофункционален и доступен большинству программистов.

Python

Разработка этого языка началась в 1980-х годах голландцем Гвидо ван Россумом, но его первая версия была выпущена только в 2008 году. Он отличается постоянным усовершенствованием и активным сообществом пользователей. Python является высокоуровневым языком с большим объемом различных функций. Особенно хорошо он справляется с веб-разработкой, анализом данных и автоматизацией процессов.

PHP

Этот язык лидирует среди тех, что применяются в разработке веб-сайтов и поддерживается практически всеми хостинг-провайдерами. Он применяется, в основном, для разработки веб-сайтов и веб-приложений. Впервые PHP был представлен публике в 1995 году датским программистом Расмусом Лердорфом.

Java

Язык программирования Java работает с веб-приложениями, которые транслируются в байт-код. Он может работать на любой компьютерной архитектуре, так как код преобразуется с помощью Java-машины. Он появился в 1996 году и последние годы он стал самым популярным языком программирования. Однако многие недовольны из-за того, что он работает медленнее, чем его конкуренты.

JavaScript

Хотя JavaScript похож на Java, но все же является отдельным языком. Чаще всего используется в качестве встраиваемого языка: приложения получают доступ к веб-страницам с его помощью. Он более легок в применении и дается даже тем, кто мало знаком с программированием. Доля его использования ежегодно растет.

Go (Golang)

В 2007 году компания Google занялась разработкой собственного языка программирования, с помощью которого бы можно было решать реальные проблемы. Созданием языка занимались Роб Пайк и Кен Томпсон, которые уже в 2009 году представили Go. Для компании Google он является заменой популярных языков Си и Си ++. Он не стал прорывом, но зато используется для создания серьезных проектов.

SQL

Этот язык программирования является системой, с помощью которой можно удобно управлять базами данных. Первые разработки были начаты еще в 1970-х годов, но первый вариант SQL был представлен в 1986 году. В современном мире SQL довольно популярен в качестве удобного языка для улучшения, управления и создания баз данных.

Swift

Компания Apple тоже придумала собственный язык программирования, чтобы создавать на нем приложения для всех родственных гаджетов. Apple представила свой язык в 2014 году как удобный, надежный, свободный и доступный любому программисту. Он был создан персонально для продуктов Apple.

Pascal

Никлаус Вирт создал этот язык в 1969 году, а назвали язык в честь математика Блеза Паскаля. Он является популярным языком программирования и в наши дни. Именно на нем обучают студентов на первом курсе университета и в старшей школе. На его основе построено множество других языков.

В современном мире без языков программирования невозможно обойтись. Все больше и больше людей самостоятельно выбирают профессию программиста, хоть она и сложна на первый взгляд, но быстро развивается и становится популярной с каждым годом. А языки программирования — сложный, но интересный процесс создания компьютерного мира!

ТЕГИ история
программирование
языковые заметки

С++

C++ считается предком всех популярных ныне языков программирования. Начать его изучение лучше студенту, который имеет профильную специальность с уклоном в сторону IT (например, «Прикладная математика и информатика»), потому как порог вхождения выше, чем у вышеперечисленных языков.

Язык программирования C++ идеален для тех, кто планирует заниматься системным программированием, работать с железом, писать драйверы и десктопные приложения. С помощью данного языка начинающий программист изучит процесс взаимодействия компонентов компьютерной системы, таких как процессор, оперативная память, устройства ввода‑вывода, сетевое оборудование с пользовательскими приложениями.

Данный язык является компилируемым, то есть написание кода формирует у новичка понимание того, как запускается код, усвоение, что процесс сборки программы можно настраивать и исходный код может быть обработан сторонними программами. Благодаря C++ начинающий программист постигнет все тонкости, касающиеся типов данных.

Изучение С++ займёт немалое количество времени и потребует значительного упорства, в идеале найти преподавателя, который поможет освоить основы языка.

Веб-разработка

В веб-разработке сформировалось две специализации: фронтенд — написание программ, работающих на стороне клиента, т.е. в браузере и бэкенд — написание кода, работающего на стороне веб-сервера. Рассмотрим эти направления.

Фронтенд.

Разработка веб-страниц ведется с использованием трех основных синтаксисов: HTML, CSS и JavaScript. HTML и CSS — декларативные языки. На них невозможно написать полноценную программу. Они определяют внешний вид сайта, причем интерактивность в них практически не поддерживается.

Для придания веб-страницам внутренней динамики используется язык JavaScript. Написанные на нем программы размещаются внутри веб-документа и запускаются в браузере, обеспечивая большую привлекательность и интерактивность страниц. Кроме того, такие скрипты позволяют снизить нагрузку на веб-сервер, выполняя обработку информации (например, проверку корректности заполнения форм) без запросов к нему.

Замечание 1

Эффективная фронтенд-разработка немыслима в наши дни без применения фреймворков (React, Angular, Vue, jQurey, Bootstrap). Они позволяют существенно экономить время и усилия, сосредоточиться на предметной области, надежности и эффективности программ.

Требованием фронтенд разработки всё чаще становится адаптивный дизайн: приложение должно адекватно выглядеть на устройствах с различной геометрией экрана.

Рисунок 1. Адаптивный веб-дизайн. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Бэкенд.

Для разработки бэкендов (программ, работающих на стороне сервера) активно применяется сразу несколько современный языков:

  • Java — универсальный объектно-ориентированный ЯП, использующийся в масштабных проектах, в которые могут быть вовлечены десятки программистов; фрагменты серверного кода, написанные на Java, называются сервлетами; они работают в рамках таких серверов, как WebSphere, JBoss, WebLogic, Tomcat, Glassfish;
  • Python — популярный скриптовый (интерпретируемый) язык, активно применяемый в разработке бэкендов; для построения серверов на этом ЯП созданы специальные серверные фреймворки: Django, CherryPy, Pyramid и др.;
  • PHP — скриптовой язык, основанный на концепции серверных вставок; раздавая веб-страницы клиентам, веб-сервер, оснащенный возможностью интерпретировать PHP-скрипты, выполняет встроенные в страницы программы и вставляет динамически («по месту») необходимые фрагменты кода; на PHP написаны такие крупные проекты, как Facebook, «ВКонтакте».

Для фронтенд-разработки применяются и другие современные ЯП: Ruby, Go, C#, JavaScript (Node.js) и т.д.

Разработка игр

Игры разрабатывают с учетом возможностей аппаратного обеспечения, поскольку в них важна высокая откликоустойчивость. Существуют игры как для слабых устройств (сотовых телефонов), так и для мощных мультимедийных систем, оснащенных устройствами виртуальной реальности.

Что касается языков, на которых ведется разработка игр, то времена, когда их можно было писать на универсальных ЯП (C, C++, Java) ушли в прошлое. Современный подход заключается в использовании «движков» — программных ядер, в которых уже реализованы необходимые физические модели: гравитация, способы перемещения персонажей в пространстве и т.п.

Одной из наиболее востребованных платформ для разработки игр является Unity. Создавая объекты с готовыми наборами возможностей, программист на простых языках (C#, JavaScript) наделяет персонажи и игровую среду требуемыми характеристиками.

Замечание 2

Подход, когда к готовому «движку» дописывают сравнительно компактные скрипты (часто для этого используется язык Lua) распространен в индустрии компьютерных игр.

Рейтинг TIOBE Index

Рейтинг TIOBE Index построен на оценке результатов поисковых запросов, содержащих название языка. Логика этого индекса очень проста: «Если язык ищут в поисковых системах, то он популярен». Конечно же, это заявление спорное, потому что программисты-профессионалы крайне редко будут искать в поисковике именно название языка программирования. Они чаще ищут решение конкретной задачи. Но громадный плюс этого рейтинга в том, что он достаточно объективно показывает интерес к тому или иному языку.

Индекс TIOBE показывает самые популярные языки программирования, информации о которых искали на 25-ти самых популярных поисковых системах, то есть запросы вида: «+»<language> programming». Индекс подсчитывается каждый месяц.

Индекс TIOBE на январь 2020 года выглядит так:

Также TIOBE назвала язык C языком программирования 2019 года.

На графике изменений индекса хорошо видны как менялась популярность языков программирования. Но при этом первое-второе место постоянно делят два языка Java и C. Хотя Java активно продвигается компанией Oracle, а язык C никто не продвигает.

И еще интересно то, что C++ ни разу не смог превысить по популярности C.

Виды языков программирования

низкоуровневые высокоуровневые Википедии

  • Аспе́ктно-ориенти́рованное программи́рование (АОП) — парадигма программирования, основанная на идее разделения функциональности для улучшения разбиения программы на модули.
  • Структу́рное программи́рование — методология разработки программного обеспечения, в основе которой лежит представление программы в виде иерархической структуры блоков. Предложена в 70-х годах XX века Э. Дейкстрой, разработана и дополнена Н. Виртом.
  • Процедурное программирование — программирование на императивном языке, при котором последовательно выполняемые операторы можно собрать в подпрограммы, то есть более крупные целостные единицы кода, с помощью механизмов самого языка.
  • Логи́ческое программи́рование — парадигма программирования, основанная на автоматическом доказательстве теорем, а также раздел дискретной математики, изучающий принципы логического вывода информации на основе заданных фактов и правил вывода. Логическое программирование основано на теории и аппарате математической логики с использованием математических принципов резолюций.
  • Объе́ктно-ориенти́рованное программи́рование (ООП) — парадигма программирования, в которой основными концепциями являются понятия объектов и классов. В случае языков с прототипированием вместо классов используются объекты-прототипы.
  • Функциона́льное программи́рование — раздел дискретной математики и парадигма программирования, в которой процесс вычисления трактуется как вычисление значений функций в математическом понимании последних (в отличие от функций как подпрограмм в процедурном программировании).
  • Мультипарадигма́льный язы́к программи́рования — как правило, язык программирования, который был разработан специально как инструмент мультипарадигмального программирования, то есть изобразительные возможности которого изначально предполагалось унаследовать от нескольких, чаще всего неродственных языков.
  • Эзотерический язык программирования — язык программирования, разработанный для исследования границ возможностей разработки языков программирования, для доказательства потенциально возможной реализации некой идеи (так называемое «доказательство концепции», англ. proof of concept), в качестве произведения программного искусства, или в качестве шутки (компьютерного юмора).

Как быстро освоить язык программирования

Неважно, выбрали вы направление или нет — совершенствование навыков это всегда путь к карьерному и денежному росту. Для тех кто хочет получить качественную, интересную и полезную информацию предлагаю подборки курсов по разным направлениям программирования

Преимущества курсов по языкам программирования:

  • Вы станете дипломированным специалистом за короткий срок.
  • Осваивать новую профессию можно, не отрываясь от обычных дел, что позволяет удобный формат обучения.
  • Вам не придётся ничего заучивать, потому что информация подаётся в интересном виде и отлично запоминается.
  • Легко решите вопрос с опытом в новой сфере и наличием портфолио. Увлекательные домашние задания помогут в этом вопросе.
  • Новые знания и опыт позволят новичку брать задания уже в процессе обучения, а к его окончанию заметно повысить уровень заработка.

Для тех, кто готов к обучению, выбирает, с какого языка программирования начать — небольшое задание на внимательность.

Crystal

Crystal является языком программирования общего назначения с девизом “Быстр как C, привлекателен как Ruby.»

Это высокоуровневый, статически типизированный, компилируемый, полностью объектно-ориентированный язык программирования с передовым выводом типов и сборкой мусора.

Архитектурные цели Crystal:

  • Синтаксис похожий на Ruby (но совместимость с ним не является целью).
  • Статическая типизация, но без необходимости указания типа переменных или аргументов метода.
  • Возможность вызывать C-код, написав биндинги к нему на Crystal.
  • Возможность выполнения и генерации кода во время компиляции, чтобы избежать шаблонного кода (boilerplate).
  • Компиляция в эффективный машинный код.

Crystal имеет уникальные функции, такие как:

  • Каналы: Crystal использует каналы, вдохновленные CSP (так же, как Go) для достижения конкурентности. Он использует согласованные легковесные потоки, называемые Fibers, для достижения этой цели. Fiber легко создать с помощью ключевого слова и сделать выполнение асинхронным/неблокирующим.
  • Макросы: Crystal использует макросы, чтобы избежать шаблонного кода и обеспечить возможности метапрограммирования. Макросы очень мощные и раскрываются во время компиляции, то есть они не приводят к потери производительности.
  • : Команда сама по себе полнофунциональна и поставляется с большим количеством встроенных инструментов. Она используется для создания нового проекта, компиляции, запуска тестов и многого другого. Там также есть встроенная утилита для автоматического форматирования кода. А ещё представляет интерактивную среду для быстрого прототипирования, подобно .

Бонус:

Выразительность: Код читают гораздо чаще, чем пишут. Благодаря Ruby, Crystal действительно выразителен и лёгок для понимания. Это облегчает обучение для новичков и окупается в долгосрочной перспективе, благодаря упрощению сопровождения кода.

Для получения дополнительной информации вы можете обратить внимание на официальную Crystal Book и Crystal for Rubyists. Этот раздел был написан Serdar Doğruyol — автор Crystal for Rubyists, создатель Kemal, веб-фреймворка для Crystal, куратор Crystal Weekly

Этот раздел был написан Serdar Doğruyol — автор Crystal for Rubyists, создатель Kemal, веб-фреймворка для Crystal, куратор Crystal Weekly.

Машинные языки (Самый низкий уровень)

Процессор

Внутренний мир процессора

Плюсы:

  • Мы полностью хозяева положения, имеем самые широкие возможности использования процессора и аппаратуры компьютера.
  • Для нас доступны все варианты организации и оптимизации кода.

Минусы:

  • Необходимо обладать обширными знаниями по функционированию процессоров и учитывать большое количество аппаратных факторов при выполнении кода.
  • Создание программ чуть более сложных чем приведенный пример приводит к резким увеличениям затрат времени по написанию кода и его отладку.
  • Платформозависимость: программа, созданная для одного процессора, как правило, не будет функционировать на других. Возможно, и для данного процессора, в остальных режимах его работы, потребуется редактирование кода.

Язык ассемблера (низкий уровень)

  • Сопоставим группам цифровых инструкций процессора, выполняющих соответствующие действия, одну символьную команду.
  • Выделим аргументы инструкций процессора отдельно.
  • Введем возможность именовать области памяти, переменные, местоположение отдельных команд.

Плюсы:

  • Процесс написания и модификации кода упростился.
  • Сохранился контроль ко всем ресурсам аппаратуры.
  • Относительно легче переносить программу на другие платформы, но требуется их модификация в зависимости от аппаратной совместимости.

Минусы:

  • Ассемблер относится к низкоуровневым языкам программирования. Создание даже небольших участков кода затруднено. К тому же также необходимо учитывать специфику работы аппаратуры.
  • Платформозависимость.

первому/второму поколению

Языки программирования — основные понятия

Эволюция языков программирования тесно связана с историей развития компьютерных наук, которая началась в XIV веке, вместе с изобретением первой механической вычислительной машины английским ученым Чарльзом Бэббиджем. Программа для нее, позволяющая вычислять числа Бернулли, была написана леди Адой Августой Лавлейс в 1842 году. В честь нее впоследствии был назван один из языков программирования — Ада.

В дальнейшем появились и первые ЭВМ, вместе с которыми начали развиваться языки программирования в их современном понимании.

Определение

Язык программирования — искусственный язык, созданный для разработки и записи программ, предназначенных для выполнения их определенным техническим объектом, способным быть запрограммированным (станки с ЧПУ, все виды компьютерной техники). Его назначение — представить задачу в понятной и выполнимой для ЭВМ форме.

Определение

Компьютерная программа — это последовательность определенных команд (инструкций), с помощью которых компьютер решает поставленную задачу.

Определение

Команда (инструкция) — указание процессору, какое действие (операцию) ему необходимо выполнить.

Число языков программирования постоянно растет. На сегодняшний день их рост замедлился, но общее количество (включая модификации) составляет более двух тысяч, среди которых самых популярных не больше сотни.

Программист-профессионал знает и использует в своей работе более десятка различных языков в зависимости от стоящих перед ним задач.

Их условно можно классифицировать:

  1. По степени зависимости от аппаратных средств (низкого уровня, высокого уровня).
  2. По принципам программирования (процедурные, непроцедурные, объектно-ориентированные).
  3. По ориентации на класс задач (универсальные и специализированные).

Самые простые языки для новичка

HTML + CSS — языки, которые используются всегда вместе. HTML предназначен для разметки блоков сайта по смыслу, а CSS задает расположение, размер, цвет и даже анимацию. Их должен хорошо знать каждый веб-разработчик. Начать изучение программирования стоит именно с них, т.к. вы привыкнете к коду: научитесь правильно структурировать, привыкнете к скобкам и другим знакам.

При интенсивном изучении HTML + CSS устроиться на работу стажером верстальщиком можно уже через месяц, а взять и качественно выполнить заказы на фрилансе – через полтора-два. У меня есть подборка курсов по верстке сайтов, которые помогут недорого и правильно войти в IT.

JavaScript — наряду с HTML и CSS предназначен для работы с web-страницами. В отличие от них он помогает добавить страницам динамичность. Плавно выпадающие части меню или смена картинок в блоке создано при помощи JavaScript. Изучение этого языка – следующая ступень для верстальщика. Так он становится Frontend-разработчиком, который сейчас очень востребован.

Почему еще стоит обратить внимание на JavaScript? Язык динамично развивается и становится полноценным хозяином веба. Сегодня его можно использовать не только для того, чтобы отобразить что-то браузере, но и в работе с сервером, и даже мобильными приложениями! К тому же для начала изучения JavaScript не нужно ничего, кроме браузера

Чтобы не ходить вокруг да около изучения языков программирования, с чего начать, я знаю несколько курсов по Frontend-разработке, которые обещают гарантированное трудоустройство либо завоевали доверие у работодателей. За качество ручаюсь. Если результата не будет, можете кидать в меня камни.

Python — возможно самый легкий в изучении язык. Но изучить язык и уметь его хорошо применять – разные вещи. Хоть он и самый простой, но я поставлю его на 3-е место, поскольку устроиться на работу чуть сложнее, чем с предыдущими языками. Сейчас вакансий по Python много, но именно по Junior – меньше, чем на предыдущих + если вы выбираете веб-разработку, то вам все равно нужно начать с HTML+CSS+JavaScript.

Но Python хорош своей широкой областью применения: скрипты автоматизации, парсинг, веб-разработка, тестирование, Data Science…В общем он применяется практически везде. Его так и называют «Второй лучший язык во всем». Т.е. где-то он первый, а под какие-то задачи есть лучшие языки. Но Python можно всегда смело ставить на второе место.

Подробнее о том, что делает Python-разработчик, вы можете почитать в этой статье. Там же вы найдете ресурсы для обучения и курсы.

PHP — сейчас считается основным серверным языком в веб-разработке, но его постепенно вытесняет Python и JavaScript.  Для того чтобы его освоить, нужны минимальные знания HTML и CSS, потому что PHP используется в основном  для создания веб-сайтов.

Отмечу, что большинство популярных систем управления контентом написаны на PHP, поэтому мелких фриланс заданий хоть отбавляй. Но его популярность для создания сложных систем – падает.

Вообще я считаю, что веб-разработка – самая простая и понятная для новичков. Все вышеперечисленные языки относятся в основном к ней. У меня есть подборка комплексных курсов по веб-разработке. Некоторые предлагают заработок уже через 4 месяца, а некоторые гарантированно трудоустраивают.

Но, если вы решили выбрать PHP, то вот сравнение курсов по нему.

Языки программирования низкого уровня

Замечание 1

Программирование на первых компьютерах происходило с помощью двоичных машинных кодов. Такое программирование довольно трудоемкое и тяжелое. Для упрощения процесса программирования разрабатывались языки программирования низкого уровня, которые позволяли задавать машинные команды в понятном для человека виде. Чтобы преобразовать их в двоичный код создавались специальные программы – трансляторы.

К языкам низкого уровня относится:

  • программирование в машинных кодах;
  • ассемблер;
  • макроассемблер.

Языки низкого уровня ориентировались на определенный тип процессора и учитывали его особенности, поэтому для того, чтобы перенести программу, написанную на ассемблере, на другую аппаратную платформу её нужно было почти полностью переписать. Различия присутствовали также и в синтаксисе программ под разные компиляторы.

Языками низкого уровня пользуются преимущественно для написания небольших системных программ, драйверов устройств, модулей стыков с нестандартным оборудованием, программирования специализированных микропроцессоров, когда немаловажным является компактность, быстродействие и возможность прямого доступа к аппаратным ресурсам.

История языков программирования

Первыми «ласточками» в истории языка программирования считаются такие обычные вещи, как музыкальная шкатулка или жаккардовый ткацкий станок. Они появились еще в XVIII-XIX веках.

В 1950-е годы были разработаны машинные коды, которые считаются языками программирования первого поколения. Но их приходилось переписывать для каждой ЭВМ отдельно, так что первым реально работающим языком программирования можно считать «Краткий код». Он первым стал представлять собой не набор математических кодов, а выражения, которые потом перерабатывались в код.

Затем появились языки второго поколения — они были проще для человека, но ограничивались использованием ассемблера. Так называли программу, которая переводила команду на машинный язык, своего рода переводчик.

А уже к середине 1950-х годов стали зарождаться языки третьего поколения. Их отличает то, что они подходят для любой программы, их не нужно переписывать под каждую заново. Они уже считают полноценными языками высокого уровня.

В 1960-годы языки программирования начали стандартизировать и улучшать. Хоть затем и появились языки четвертого и пятого поколения, они являются более усовершенствованными версиями языков третьего поколения.

После того, как стал развиваться интернет в 1990-е годы, появились еще языки для написания веб-страниц. Сейчас развитие языков программирования идет по большей части в сторону безопасности пользователя.

SQL

SQL относится к универсальным языкам программирования, но является мощным предметно-ориентированным языком для управления реляционными базами данных. Способы его применения — от хранилищ данных Fortune 500 до встроенного SQLite — широко используются в десктопных и мобильных приложениях. На многих позициях в ИТ и разработке необходимо хотя бы базовое знание SQL. Расширенные навыки позволяют разработчику создавать чрезвычайно безопасные и надежные правила предметной области, не зависящие от языка программирования или используемого SDK. Высокопрофильные реализации включают в себя Microsoft SQL Server, Oracle Database и PostgreSQL. Каждая из них обладает уникальным расширением языка SQL и предлагает новые функции, выходящие за рамки базовой спецификации SQL. Изучение SQL не займет много времени и пригодится во многих областях от аналитики и обработки данных до управления в сфере ИТ и разработки программного обеспечения.

Области применения: работа с реляционными данными, встраивание данных в приложения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector