Как писать рецензию на научную статью

Содержание:

Что такое аннотация к научной статье

Аннотация к научной статье (или «description» в пер. с анг. «описание») — краткий пересказ содержания работы с указанием целей, задач, научной новизны, ключевых слов, полученных результатов и области их применений. В аннотации делается акцент на то, что нового несет в себе научная статья в сравнении с другими работами по схожей теме.

Аннотацию пишут кратко, безоценочно. Аннотации для специализированных сборников и журналов пишутся с расчетом на читателя с релевантными знаниями, с использованием профессиональных терминов, придерживаясь научного стиля.

Аннотация используется как:

  • элемент расширенного названия, которое позволяет читателю решить, читать ли полностью статью или нет;
  • элемент входных данных в автоматизированных системах для более удобного поиска;
  • элемент библиографической записи при публикации в научных сборниках.

В зависимости от требований научного журнала, аннотацию пишут только на русском языке (ключевые слова на русском или на русском и английском) и на русском и на английском языках.

Аннотация используется в научных журналах, в научных сборниках, обычных и электронных библиотеках, в сборниках по итогам научных конференций.

Пример аннотации к научной статье

Аннотация и ключевые слова располагаются между заголовком и текстом научной статьи.

Ключевые слова (или «keywords» в пер. с анг. «ключевые слова»)  — главные слова и фразы вашей статьи, чтобы ее можно было найти в электронной научной библиотеке.

Процесс составления ключей простой. Если пишете про «Проблему малого и среднего бизнеса в России 2020 года, то ключевыми словами могут быть: «бизнес, малый бизнес, средний бизнес, бизнес России, проблемы бизнеса».

Что должно быть в готовом анализе?

Структура правильно-составленного документа – это:

  • название труда, данные об авторе/авторах, место публикации;
  • актуальность проведенных экспериментов;
  • наличие/отсутствие новизны;
  • жанр;
  • грамотность составления литературного обзора используемых источников;
  • репрезентативность фактов;
  • практическая/теоретическая значимость для выбранной отрасли;
  • аргументированность выводов автора.

Название труда, место публикации, соответствие стиля

  • данные об авторе/авторах (ФИО, место работы, наличие ученой степени/звания);
  • информация о прошлых публикациях (название издания, степень его авторитетности, индекс цитирования и т.д.);
  • соблюдение требуемого стиля/содержанию заголовка документа.

Актуальность исследования

Редактор определяет степень востребованности темы исследования в современном обществе, опираясь на давность публикации или сроки будущего издания труда.

Новизна работы

Здесь рассматривается наличие/отсутствие новых данных, расценивающихся как значимый вклад в соответствующую отрасль.

Соответствие жанру

Описание этого пункта состоит из нескольких основных частей:

  • соответствие/несоответствие материала требованиям, выдвигаемым к оформлению академического текста и составлению научных трудов;
  • отсутствие громоздких словесных конструкций, уместность использования специализированной терминологии и т.д.;
  • доказательная база, ее весомость в изучаемом документе, использование схемы «тезис-аргумент»;
  • анализ количества используемых цитат и их соответствия выбранной теме исследования;
  • логическая взаимосвязь структурных элементов между собой.

Составление литературного обзора

В этом подразделе изучается качество использованных источников, их авторитетность в исследуемой отрасли, уровень релевантности, соответствующий теме документа.

Репрезентативность фактов

Грамотно-составленный труд содержит объективные, точные данные проделанных экспериментов/опросов/экспертных мнений. Наличие такой информации свидетельствует об исчерпывающей информативности представленного материала.

Теоретическая/практическая значимость

При анализе указанной части статьи, редактор составляет материал в режиме ответов на следующие вопросы.

  1. Предоставляет ли изложенная информация новые знания читателю?
  2. Где рациональнее применять результаты исследований? Что при этом изменится?
  3. Наличие/отсутствие апробаций.

Подробнее о теоретической и практической значимости можно прочитать тут.

Аргументированность выводов

В заключение проделанной работы, определяется объективность соотношения авторских выводов с информацией, представленной в научной статье.

План анализа

Первостепенная задача анализа научной статьи – оценить значимость публикации как источника достоверной и актуальной информации, поэтому логично начать с внимательного прочтения материала. Если в тексте присутствуют непонятные термины, придется разобраться с их значением, затем вновь перечитать работу. Только после того, как изложенная тема станет абсолютно ясна для понимания, стоит приступать к анализу статьи.

Чтобы ничего не упустить и не потерять лишнего времени, советуем использовать шаблон анализа научной статьи:

Критерий На что обратить внимание 1. Авторство, место публикации

Кем написана статья: где работает автор (НИИ, производство, университет: теоретик или практик). Где опубликована статья: авторитетность издания, индекс цитирования журнала. Соответствие названия статьи научному стилю и содержанию. 2. Актуальность. Насколько тема исследования востребована в обществе или науке. Давность опубликования статьи. 3. Новизна. 4. Жанр. Соответствие изложения материала требованиям написания научных статей и академического письма в целом: Язык (терминология, речевые клише и уместность их использования). Наличие и весомость доказательной базы (по стандартам стиля представление материала должно строиться по схеме: тезис – аргумент). Оптимальность количества цитат, их точность и оправданность наличия в тексте. Целостность структуры статьи. 5. Качество обзора литературы. Солидность и количество источников в библиографии, их релевантность теме. 6. Репрезентативность фактов. Особое внимание следует уделить наличию точных и объективных данных: опросов; результатов экспериментов; отчетов об испытаниях; экспертных мнений; документально или официально подтвержденных сведений и т. д. Именно их присутствие определяет уровень информативности материала.
7. Практическая и теоретическая ценность описанного в статье исследования. Дает ли новые знания? Что изменится от применения его результатов и где их можно использовать? Проводилась ли апробация? 8. Обоснованность выводов. Соотносятся ли сделанные автором заключения с фактами, представленными в тексте статьи?

1 Вопросы и ответы

Вопрос по поводу сложности или лёгкости написания аналитических текстовых материалов вынесен нами в заголовок не случайно: в общем и целом, именно его решению посвящено данное исследование. Однако мы не ставим перед собой цели склонить читателя к тому или иному решению этой дилеммы: мы только раскроем перед ним особенности данного публицистического направления, произведём подробный анализ совокупности его элементов и свойств, дадим практические рекомендации по написанию подобных текстов; а уж делать выводы и решать для себя вопрос о простоте или сложности работы в данном сегменте публицистики мы предоставим читателю самому.

Первый этап работы: изучение темы

Для того чтобы получилась интересная и полезная аналитическая статья, анализ материала нужно провести очень тщательно. Самое главное – это то, чтобы вы сами поняли тему и могли передать ее целевой аудитории. Нужно найти как можно больше источников информации, подойти к решению вопроса с разных сторон. Такой подход придаст материалу больше глубины и вызовет интерес.

Если вы взялись за написание серьезного текста публицистического жанра, то данный этап может занять у вас несколько дней. Если почувствуете, что прониклись интересом к материалу и нестандартные идеи по вопросу переполняют вашу голову, тогда можно уже переходить к следующему этапу.

Полезные советы по анализу публикаций в научных изданиях

У опытных ученых складывается собственная методика анализа научных текстов. Для начинающих исследователей будут полезны такие советы:

  • внимательно читайте требования к оформлению статей в сборниках по интересующей вас тематике (в них обычно выделяются все ключевые элементы, необходимые для составления качественного текста);
  • регулярно изучайте новые выпуски авторитетных изданий в вашей отрасли (даже если темы статей не относятся непосредственно к вашим изысканиям, вы будете совершенствовать свой стиль и учиться четко отображать все нужные элементы);
  • анализируя чужой текст, не воспринимайте его как истину в последней инстанции, даже если он написан авторитетнейшим автором (вырабатывайте в себе дискуссионность и критичность мышления).

Только большой опыт анализа многочисленных научных текстов поможет начинающему ученому выработать собственный стиль и научиться излагать свои мысли в рамках необходимой структуры.

Эмпирические методы исследования

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета

При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации

Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Чем регламентируется оформление статьи?

Требования к оформлению научной статьи

ГОСТы, методички – главные друзья и помощники в оформлении курсовых, дипломных работ, магистерских диссертаций.

Научные статьи – отдельная история в плане оформления, искать соответственные правила нужно:

  • в самом журнале или газете (традиционно на первой или на последней странице);
  • на сайте издания;
  • в письмах, которые присылают по электронной почте перед конференцией (если статья будет опубликована в сборнике научных трудов конференции).

Изучая эти требования, нужно обращать внимание на такие аспекты:

  • параметры шрифта для отдельных элементов;
  • размеры полей;
  • абзацный отступ;
  • выделения курсивом (обычно это касается части аннотации и данных автора);
  • как оформлять литературу – в виде списка источников или библиографических ссылок;
  • правила оформления списка литературы;
  • программу (или ее версию), в которой печатать текст, особенно если его нужно будет отправить по электронке (это требование нужно соблюдать, чтобы параметры печати не сбились на другой программной платформе);
  • формат электронного файла, преимущественно – это docx;
  • сколько экземпляров статьи нужно отправить и на каких языках.

Требования к аннотации

Общие требования к аннотации научной статьи укладываются в два пункта:

  1. Ограниченный размер – по ГОСТу не более 500 знаков с учетом пробелов (примерно 70 слов). Но объем может устанавливаться издательствами в количестве предложений или строчек, иногда лимиты вообще не указываются.
  2. В ней должно присутствовать точное и сжатое описание:
    • темы или проблемы представленного в статье исследования;
    • выполненных для достижения цели задач;
    • полученных автором результатов.

Аннотация научной статьи служит:

  1. Для читателя – рекомендацией к прочтению, так как дает представление о содержании публикации и актуальности ее темы.
  2. Для поисковых систем – источником информации для выдачи по определенным запросам.

Поэтому аннотация должна составляться так, чтобы заинтересовать читателей и побудить их ознакомиться с полным текстом работы

Не менее важно использовать при ее написании лексику, чаще всего встречающуюся в самой статье, а также сопроводить краткую характеристику списком ключевых слов (КС), по которым автоматизированные поисковики смогут оценить общее содержание публикации и ее соответствие конкретным тематическим запросам

Как составлять список ключевых слов

Не стоит формировать список КС кое-как, полагая, что и так сойдет. Реалии таковы, что продвижение исследования, описанного в научной статье, в российской информационной среде – дело рук того, кто его проводил. Даже солидные журналы и академические издательства с электронными версиями принимают в печать материалы с аннотациями, написанными авторами, не имеющими ни малейшего представления о том, как делать список КС по всем правилам эффективного интернет-продвижения. Чтобы статья не затерялась в Сети среди десятков тысяч публикаций по сходной теме, к подбору слов, точно раскрывающих содержание текста, надо подходить не просто со всей ответственностью, но и со знанием дела.

Эксперты называют перечень КС поисковым образом статьи и советуют составлять его так, чтобы в итоге получился своего рода минималистский план-конспект, который недвусмысленно и исчерпывающе представит содержание текста. Для достижения такого идеального результата в подборку следует включать термины:

  • из заголовка научной статьи;
  • самой аннотации;
  • первого и последнего абзаца полной публикации.

Для большей эффективности список можно дополнить словами/словосочетаниями из статистики запросов по сходной теме. Где их взять? Проще всего – в ВордСтате «Яндекса». Для тех, кто не совсем понимает, о чем речь, поясним WordStat – сервис сбора информации о том, что и в каких формулировках чаще всего ищут пользователи интернета. Выдача выглядит примерно так:

Наиболее частотные запросы, соответствующие теме публикации, пойдут на пользу списку ключевых слов в характеристике вашей работы, следовательно, и ее продвижению.

Нередко издательства требуют писать аннотацию к научной статье на двух языках: русском и английском. Иностранный вариант будет проиндексирован всеми поисковыми системами и внесен в международные справочники.

Требования к рецензии

По общепринятому правилу объем рецензии на научную статью любого размера не должен превышать лимита в 3 500 знаков без пробелов, но краткость приветствуется не только в художественной литературе, поэтому редакции печатных и электронных журналов не будут возражать, если у рецензента получится дать развернутую и обоснованную оценку в тексте меньшего размера.

Содержание и стиль

Рецензия на статью должна включать:

  1. Тезисный анализ ее содержания.
  2. Указание степени новизны исследования, его соответствие актуальным научным тенденциям.
  3. Оценку теоретической и прикладной значимости описанного в работе исследования.
  4. Анализ соблюдения требований к оформлению, структурированности и целостности работы.
  5. Обоснованную критику недостатков статьи.
  6. Общую оценку статьи и рекомендации к ее опубликованию.

В рецензии на научную статью эмпирического характера нужно отметить качество экспериментальной и документальной базы или теоретического моделирования, послуживших основой для выводов, сделанных автором.

В рецензии на статью недопустимы:

  1. Банальный пересказ текста.
  2. Субъективность оценок, отсутствие аргументации мнения рецензента.
  3. Отклонения от стандартов научного стиля речи.
  4. Высказывания от первого лица.

Научное рецензирование – особый жанр, не имеющий ничего общего с художественным словом, поэтому использование специфических клише и канцеляризмов не только допустимо, но и одобряется Министерством образования и науки.

При написании рецензии принято использовать определенные речевые шаблоны:

  • в статье автора…;
  • значимость проведенного автором исследования неоспорима…;
  • автор пишет о проблеме…;
  • изучив статью…;
  • в рецензируемой работе…;
  • работа посвящена актуальной теме…;
  • в статье подробно раскрыта проблема…;
  • автор высказал неординарную точку зрения на…;
  • в статье на первый план выдвинуто…;
  • автор использует нестандартные методы описания, систематизации и т. д.;
  • автор проявил умение анализировать…;
  • работа проведена на высоком научном уровне…;
  • точка зрения автора подкреплена…;
  • статья – пример глубокой проработки темы…;
  • написание статьи по обозначенной автором проблематике обусловлено современным состоянием…;
  • в статье автор точно расставляет акценты на…
  • безусловная заслуга автора состоит в…;
  • автор изучил большой объем фактического материала…;
  • статью отличает доказательность…;
  • из положений, высказанных в рецензируемой работе, следует…;
  • утверждения автора логически связаны и подтверждаются…;
  • автор сделал логичные выводы на основании полученных данных…;
  • автор статьи углубляет наше представление о…;
  • выводы работы убедительно подтверждаются…;
  • к недостаткам статьи следует отнести…

Образец использования речевых шаблонов в рецензии на статью

В заключение обязательно указываются Ф. И. О. рецензента, отзыв заверяется печатью организации, в которой он работает.

План

В стандартном виде план рецензии на научную статью выглядит следующим образом:

  1. Общая информация о работе (название статьи, должность, ученая степень, Ф. И. О. автора).
  2. Актуальность темы.
  3. Тезисное освещение поднятого в статье вопроса.
  4. Оценка значимости проведенного исследования.
  5. Недостатки работы.
  6. Рекомендация к публикации – допустить к печати или нет.

Второй и третий пункты допускается менять местами, а если недочетов в статье нет, то пятый пункт опускается.

Отечественные разработки для начальной школы

Лидируют две: методика Занкова и система Эльконина-Давыдова. Они были разработаны примерно в одно и то же время — 60-е годы. Несмотря на их различие (один придерживался дидактики, другие категорически ее отрицали), общим является то, что педагоги стремились отойти от приевшейся зубрежки, развить личностное начало учеников, увидеть их индивидуальность. Учителя-новаторы не просто твердили засыпающим от скуки ученикам разнообразные правила, а пытались заставить их думать самих, по-настоящему понимать параграфы учебника.

В.А. Львовский, зам. директора по научной работе школы № 91, где родилась и применяется методика Эльконина-Давыдова, делит все человеческие знания на две категории: эмпирические (от перемены мест слагаемых сумма не меняется) и теоретические (а почему не меняется?). Первое можно передать путем озвучивания и заучивания, второе нужно понять. Если слушание и запоминание, это процесс пассивный, то, чтобы проанализировать и понять что-либо, нужна активная деятельность детей. Тут наилучшие результаты приносит восприятие класса не как двадцати пяти изолированных друг от друга личностей, а как единого коллектива. Центральным пунктом педагогики становится организация общеклассной дискуссии и разных видов групповых взаимодействий.

Приверженцы этого метода считают, что для того чтобы развивать детей, надо давать им не те задания, которые они могут сделать сегодня (привычный принцип доступности), а те задания, которые сегодня они могут сделать только вместе (в совместном поиске), чтобы завтра они могли это делать сами, индивидуально. Иными словами, детей не одаривают готовыми знаниями, а учат принципам их получения.

Перекликается с этим изложенный в дидактической системе Л.В. Занкова принцип преподавания «на высоком уровне сложности», чтобы ученик напрягался, преодолевал препятствия, постигая материал. Этим Занков стремился вызвать активность учеников. Материал дается как постепенный переход от конкретных, хорошо известных фактов к обобщениям, от простейших обобщений к более сложным. Так происходит систематизация знаний, имеющая сложную структуру.

Степень трудности регулируется соблюдением меры трудности. Учителем предлагается только тот учебный материал, который может быть осмыслен школьниками. Если не соблюдать меры трудности, ребенок, не будучи в состоянии разобраться в предлагаемом материале, поневоле пойдет по пути механического запоминания. Тогда высокий уровень трудности из положительного фактора превратится в отрицательный.

Находим конкурентов

Далее необходимо найти конкурентов, для этого:

1. Выделяем основное направление продаваемых товаров на сайте – Engagement Rings.

2. По запросам, связанным с этим направлением, выбираем сайты, которые часто встречаются в выдаче Google. Берем те сайты, которые продают схожий с нами ассортимент.

3. Для расширения списка через SemRush смотрим сайты, похожие по запросам в топе, на сайты из пункта 2.

Сайты, похожие на https://www.jamesallen.com/

4. Отбираем конкурентов:

  • со схожим ассортиментом,
  • большим трафиком,
  • получивших достаточное количество трафика при небольшом возрасте или небольшой ссылочной массе.

5. Собираем данные о конкурентах:

  • Посещаемость – органический трафик по данным Ahrefs.
  • Ahrefs Domain Rating – показатель силы ссылочного профиля сайта.
  • Количество проиндексированных страниц в Google.
  • Изменение трафика из органической выдачи по данным Ahrefs.

На выходе вы получите простую и легко читаемую таблицу с конкурентами.

Литературный обзор для научной статьи

При подготовке публикаций для иностранных научных журналов включение обзора литературы в текст статьи является обязательным требованием каждого издания. Литературный обзор не является списком использованной во время работы над статьей литературы. Он представляет собой анализ использованной литературы, формулировку основных идей, тенденций, использование материала для обоснования теоретической базы исследования.

Однако следует помнить, что список литературы не тождественен библиографии, т.е. не весь материал, накопленный по выбранной теме. Это перечень тех работ, которые были привлечены автором для того, чтобы развить и обосновать свою аргументацию в рамках своей научной статьи, и которые, как следствие, цитируются в этой научной статье.

В литобзор для статьи, публикуемой в иностранном издании, необходимо включить работы ученых, известных своими достижениями в науке и имеющих большой процент цитирования своих трудов. Именно этот показатель может помочь определиться с тем, является ли работа фундаментальным трудом и содержит актуальные значимые идеи или же являет собой посредственную публикацию. Обзор и анализ литературы дается во введении к работе, в теле статьи или в разделе обсуждение – все зависит от структуры изложения материала, выбранной автором.

Первоначально обзор литературы позволяет исследователю оценить проработанность темы и скорректировать – сузить или расширить – объект своего исследования. В процессе библиографического поиска автор может выявить, что какой-то аспект науки проработан недостаточно, хотя является очень значимым по той или иной причине, и посвятить свой труд изучению этой темы.

Что такое аннотация к научной статье

Аннотация – это небольшой текст, который характеризует научную статью.
Обратите внимание: не пересказывает, а именно характеризует. Научное
сообщество – это не ленивые девятиклассники, которые не могут осилить
произведение и читают его в кратком изложении

Вашим коллегам аннотации
нужны для другого.

По этому маленькому тексту заинтересованные люди должны понять:

  • соответствует ли материал искомой проблемной области;
  • какую цель ставил перед собой автор и достиг ли ее;
  • с какой точки зрения он подошел к исследуемому вопросу;
  • пришел ли он к принципиально новым выводам;
  • имеет ли статья ценность для последующих разработок темы.

Как писать литобзор?

К моменту написания серьезного научного труда авторы уже обладают навыками, необходимыми для эффективного поиска и обработки информации. Чтобы написать литобзор, необходимо:

  • уметь пользоваться традиционными каталогами библиотеки и базами данных, а также осуществлять онлайн-поиск;
  • обладать способностью анализировать и систематизировать материал;
  • правильно оформлять цитирование.

Литобзор не должен становиться пересказом содержания уже опубликованных работ – автору необходимо представить труды ученых в контексте вектора собственного исследования. Правила написания литературного обзора в научной работе можно отразить в следующих пунктах:

  • изучите массив литературы по выбранной проблеме;
  • выделите основные труды ученых-предшественников;
  • сопоставьте несколько воззрений на одну проблему, сравнив мнения представителей различных научных школ и течений;
  • определите недостатки и пробелы в существующей теории;
  • оцените необходимость и значимость собственного труда;
  • оформите текст, используя актуальные правила цитирования.

С анализа литературы желательно начинать работу над статьей, диссертацией, другим научным трудом: так вы сможете четко обозначить рамки и задать вектор своего исследования. Исчерпывающую информацию о том, как написать литобзор, вы можете получить в рамках обучающего курса «Как написать статью для публикации в изданиях, индексируемых в Scopus и Web of Science?».

В процессе обучения слушатели курса будут рассматривать вопрос «Обзор и анализ литературы». Первый модуль курса вы можете пройти бесплатно, чтобы оценить необходимость в получении подобных знаний.

Для чего нужен обзор литературы в исследовании?

Обзор литературы в научной работе необходим для того, чтобы показать опыт предшественников автора и установить пробелы в изучении выбранной темы. Кроме того, цель обзора литературы заключается в том, чтобы автор не провел напрасную работу, повторив исследование других ученых, а смог внести вклад и преумножить научное знание по актуальной проблеме. Научный обзор литературы по теме исследования необходим, чтобы:

  • проанализировать имеющиеся материалы и сформировать новый подход к проблеме;
  • верифицировать результаты и выводы по итогам собственного исследования;
  • продемонстрировать отличие исследования автора от уже напечатанных трудов, т.е. продемонстрировать научную новизну и научный вклад;
  • сформулировать актуальность проводимого исследования;
  • обосновать значимость проблемы;
  • овладеть терминологией по соответствующей проблематике;
  • выявить основные методы исследования, применявшиеся для изучения проблемы.

При составлении литобзора стоит различать вид материалов. К литературе относятся работы, в которых другие исследователи рассматривают ту же или схожую проблематику. Не стоит путать литературу и категорию «источники», к которой относятся архивные материалы, официальные документы, фотографии, карты, видеозаписи и художественные репродукции.

Кроме того, в эту же группу можно отнести интервью, личные дневники и прочее. С развитием современных технологий в перечень источников стали включать и страницы веб-сайтов, и содержание телепередач – правила описания этих ресурсов отражены в отдельных разделах отраслевых ГОСТов 7.1-2003, 7.82-2001 и Р 7.0.100-2018.

К литературе относятся все материалы, в которых рассматривается или анализируется тема исследования. Научная литература может быть представлена монографиями, статьями, материалами конференций, диссертациями и авторефератами к ним.

Литература и источники приводятся по правилам оформления библиографических списков и с соблюдением правил цитирования.

Научная новизна

Авторы в своих статьях должны четко указать, в чем отличие их работы от аналогичных исследований в той же предметной области. Научная новизна – так называемое сердце всего исследования, его основной стержень. Если нет новизны, то ценность исследования теряется.

Некоторые авторы пытаются приурочить что-то известное к какому-либо новому поводу. Например, в статье к юбилею ученого приводилась его биография, однако научной новизной перечень биографических фактов из его жизни и деятельности не обладает. Соответственно, историко-биографический обзор не может считаться научным исследованием ввиду того, что перечень известных фактов в честь юбилея не имеет ничего нового по отношению к уже известному.

Рассмотрим другой случай. Итак, в статье на тему «интерактивный метод обучения в дистанционном образовании» автор приводит целый раздел с описанием научной новизны. Однако, внимательно изучив этот раздел, никак нельзя выяснить – что именно нового предлагает автор. Основная мысль, которая дается, ­– студентам всего лишь необходимо звонить по скайпу. Причем скайп – не новый, и не разработан автором статьи. Применить его, как техническое средство – можно, но в чем именно содержание методики его использования? В том, чтобы студенты самостоятельно разговаривали при пассивном участии преподавателя? Так они между собой могут поговорить, и по телефону, и по другим мессенджерам, и без участия преподавателя. То есть автор пытается сделать новую комбинацию известного (возможности телекоммуникации) и известного (возможности обучения), и выдать это за новую технологию обучения.

Хорошим примером научной новизны может быть следующее: «предложена модель готовности учащихся к получению профессионального образования, раскрыто содержание показателей (индикаторов состояния данной готовности), сформулированы критерии (признаки, на основании которых формируется оценка уровня развития показателей готовности), охарактеризованы педагогические условия, учитывающие специфику функционирования сельских школ, спроектирована система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования».

Апелляция к оппонентам

Авторы текста могут использовать обращение к первоисточникам идей, декларируемых как базис для собственного исследования. Ошибкой при этом является не достаточная корректность обращения к оппонентам по данной обсуждаемой теме.

Например, автор приводит собственную адаптацию интерактивного метода обучения в дистанционном образовании, который он считает общеизвестным и называет его «метод Пилы», но при этом не указывает авторов этого метода, и где этот метод был опубликован. Таким образом, читатель, не знакомый с этим методом, затрудняется понимать, что именно является известным, а что новым в интерпретации или использовании этого метода.

Приведем вариант положительной рецензии: «Апелляция к оппонентам заявлена на примере широкого и подробного анализа литературы, в том числе и авторов, которые не были упомянуты в списке литературы, но имеющих широкое признание в научной среде. Поэтому широта осмысления научно-теоретического опыта была достаточной в данной статье для постановки проблемы и формирования выводов. В том числе широкая экспериментальная база не позволяет сомневаться в их достоверности».

Еще одним удачным примером является всестороннее рассмотрение известного, разработанного другими авторами материала, при этом путем анализа и синтеза получается новое знание. К примеру, положительный вариант рецензии может быть таким: «Апелляция к оппонентам выражена при обращении к работам В.Д. Менделеевича, в которых указано его мнение относительно исследуемых понятий, при чем автор пишет, что «однако, на наш взгляд, в современной психологической науке следует разделить понятия «зависимость» и «привычка»»».

Объем текста

Еще один важный вопрос заключается в том, какой аналитическая статья должна быть по своему объему. Особых рекомендаций по этому поводу нет. Сначала напишите работу и не считайте слов и букв. Сделайте развернутый, интересный текст.

Потом автору нужно встать на место читателя. Поставьте перед собой вопрос – прочитали бы вы свою статью до конца? Текст может быть длинным, но захватывающим. В том случае, если вы заметили в работе некоторые фрагменты, от которых ослабевает интерес, тогда нужно их заменить, или вовсе убрать.

Объем написанного текста, по сути, не так важен, как информация, которую он несет. Оформляйте работу подзаголовками и списками, чтобы для читателя информация легче воспринималась.

И не забывайте про собственное мнение — публицистический жанр подразумевает аргументы и размышления по тематике вопроса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector