Кто такой фронтенд-разработчик
Содержание:
- Вне фронтенда и бэкенда
- ? #1. «Я — Веб-разработчик PRO» от SkillBox
- Аналитика
- API
- С чем вы столкнётесь при изучении frontend-разработки
- Оплата труда
- Ступеньки карьеры и перспективы
- Интересные факты о профессии
- Средние зарплаты фронтенд-программистов
- Предыстория
- Профессия «Frontend-разработчик с нуля» от Нетологии
- И не забывайте развлекаться
- Четвёртый этап: Изучение JavaScript — 3–4 месяца
- Какие трудности могут быть? Ошибки в начале пути
- Важные личные качества
Вне фронтенда и бэкенда
Автономный фронтенд
Веб-приложениям, которые вы собираетесь создавать, подключение к Сети будет требоваться всё меньше и меньше.
Прогрессивные веб-приложения загружаются лишь один раз и работают (почти) всегда. Вы можете хранить базу данных в браузере. В некоторых случаях вашим приложениям нужен бэкенд только при первой загрузке, а затем лишь для синхронизации / защиты данных. Такой уровень постоянства означает, что большая часть логики приложения находится непосредственно в клиенте.
Легкий бэкенд
Бэкенд, в свою очередь, становится легче и легче. Такие технологии, как хранилища документов и графовые базы данных, приводят к сокращению количества обращений к бэкенду для повторного агрегирования данных. Задача клиента — уточнить, какие данные ему нужны (базы данных графов), или извлечь все различные фрагменты данных, которые ему нужны (REST API).
Сейчас можно создавать бэкенд-сервисы, которые работают не постоянно, а только тогда, когда они нужны, благодаря бессерверным архитектурам, таким как AWS Lambda.
Размытые границы
Вычислительные задачи теперь можно перемещать между фронтендом и бэкендом. В зависимости от вида приложения можно сделать так, чтобы вычисления производились либо в клиенте, либо на сервере.
Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы. Сервер — среда более стабильная, имеет меньше неизвестных, но ему постоянно нужно подключение к Сети. Некоторые пользователи используют последние версии браузеров, и им выгоднее использовать клиентские приложения, которые и делают большую часть работы, и могут похвастаться красивым интерфейсом, но тогда вы оттолкнёте пользователей, которые не используют новейшие браузеры и высокоскоростное подключение к Интернету.
В любом случае, хорошо, что есть, из чего выбирать. Главное — выбирать именно то, что лучше всего подходит для конкретной задачи. Надеюсь, у вас появилось больше понимания о том, в каком состоянии сегодня находится веб-разработка.
? #1. «Я — Веб-разработчик PRO» от SkillBox
Пройти
Стоимость: 304 000 182 400 ₽ по скидке. В рассрочку — от 5 884 ₽/мес. (первый платёж через 6 месяцев).Получить скидку — жмяк.Длительность: 2 года.Документ об окончании: диплом SkillBox.
Формат: видеоуроки + домашние задания с проверкой и обратной связью от команды наставников + общение в закрытом коммьюнити с другими студентами + создание проектов для портфолио + оффлайн-мероприятия (экскурсии в компании и воркшопы) + консультации
Плюсы и минусы:
Есть возможность приобрести курс в рассрочку с первым платежом через 6 месяцев (то есть можно абсолютно бесплатно обучаться в течение полугода)
Очень насыщенная образовательная программа
Экскурсии по реальным компаниям, лидерам рынка WEB-разработки
Бесплатная консультация по возникшим вопросам для всех желающих пройти обучение
Преподаватели — эксперты своего дела
Помощь в трудоустройстве
Диплом и 6 проектов в портфолио по окончании обучения
Есть возможность начать получать заказы уже после изучения 1-го блока — всего через 2 месяца после старта курса
Курс можно проходить в удобном для тебя темпе — необязательно «мусолить» его 2 года, можно «насесть» на него и получить диплом за полгода-год
Каждому студенту предоставляется личный наставник
14-дневная гарантия на возврат средств
Выпускники SkillBox работают в таких компаниях, как Microsoft, Mail.ru Group, «МТС», «Рамблер», «Сбербанк», «Яндекс» и многих других
Дорого (в оффлайн-университетах дороже)
Долго (при желании можно освоить программу значительно быстрее)
Так называемая «рассрочка» — это кредит от «Тинькофф» или «Альфа-Банка» (кредит беспроцентный, переплата по процентам перекрывается за счёт скидки на курс, поэтому беспокоится не о чем)
Все материалы курса можно скачать через Torrent (во-первых, материалы эти устаревшие, потому что курс регулярно обновляется, во-вторых, сколько курсов таким образом ты уже прошёл? И сколько ГБ памяти просто так занимают курсы, до которых ты не добрался? В третьих, а личного наставника скачать через Torrent тоже можно? Вот так вот. )
Навязчивый отдел продаж (эм-м… А где он не навязчивый? Да, и не сильно-то он навязывает что-то. Разве что раза 2-3 позвонит по телефону и всё. При желании всегда можно попросить сотрудников SkillBox вычеркнуть тебя из списка потенциальных покупателей, чтобы больше ничего не предлагали)
В уроках много воды (в вебинарах, возможно, да, но не в уроках, с уроками всё нормально, а вебинары в основном проводятся для мотивации студентов)
Вообще главным возражением при покупке курсов SkillBox является их высокая цена.
Однако, если говорить честно, — она не такая высокая, как кажется. Если ты добросовестно её освоишь, то сможешь претендовать на вакансии с зарплатой от 100-200 тысяч рублей в месяц. То есть при грамотном подходе обучение окупается за 1-2 месяца. И это я не учитываю те заказы на биржах фриланса, которые ты сможешь выполнять уже в первые месяцы курса.
Преподаватели курса:
Даниил Пилипенко
VK,
- Генеральный директор центра подбора IT-специалистов SymbioWay
- Экс-сотрудник компании «Ютинет.Ру»
- Экс-руководитель отдела разработки ПО в издательстве «Вокруг Света»
- Программист с 15-летним стажем
Егор Яковишен
Ведущий Frontend-разработчик в компании Setka.
Василий Грудистов
Разработчик с 10-летним стажем. Участвовал в разработке сайтов для ПАО «ВТБ», Samsung, Epson, Teachbase и многих других компаний.
Полный список преподавателей смотри на странице курса.
Другие курсы SkillBox по теме:
- «Веб-дизайн с 0 до PRO»
- «Профессия Fullstack-разработчик на Python»
- «PHP-разработчик c 0 до PRO»
- «Профессия Frontend-разработчик c 0 до PRO»
- «Профессия Java-разработчик PRO»
- «Профессия Go-разработчик»
- Свыше 1 000+ бесплатных вебинаров
Аналитика
▍Наблюдение за поведением пользователей и A/B-тестирование
- Google Analytics (GA). Существуют руководства по использованию GA в Angular, React и Vue.
- Kameleoon. Это — основанный на технологиях искусственного интеллекта фреймворк для персонализации и A/B-тестирования веб-проектов.
▍SEO
- Angular. Вот интересная статья по поисковой оптимизации, которая применима к Angular- и к Angular Universal-проектам.
- React. Вот материал об общих проблемах SEO в React-проектах. Вот — статья об улучшении поисковой оптимизации React-приложений.
- Vue. Вот подробная статья о поисковой оптимизации Vue-приложений.
API
Интерфейс доступа к функциям на сервере существовал и в нашем начальном приложении, но для потребителя выглядел хаотично. При разделении фронтенда и бэкенда нужно было больше определённости.
Цели для нового API сформировались из ежедневных трудностей в реализации новых продуктовых и дизайнерских идей. Нам были нужны:
- Слабая связанность компонентов системы, чтобы бэкенд и фронтенд можно было развивать параллельно.
- Высокая масштабируемость, чтобы новый API не мешал наращивать функциональность.
- Стабильность и согласованность.
Поиск решения для API начали не с бэкенда, как это обычно принято, а, наоборот — подумали, что нужно пользователям.
Наиболее распространены разного рода REST API. В последние годы к ним добавляют описательные модели через инструменты типа swagger, но нужно понимать, что это тот же REST. И, по сути, его главный плюс и в то же время минус — это правила, которые носят исключительно описательный характер. То есть никто не запрещает создателю такого API отклоняться от постулатов REST при реализации отдельных частей.
Другим распространённым решением является GraphQL. Он тоже не идеален, но в отличие от REST, GraphQL API — это не просто описательная модель, а настоящие правила.
Выше я говорил про систему, которая должна была согласовывать работу фронтенда и бэкенда. Прослойка (interlayer) — это именно тот промежуточный уровень. Рассмотрев возможные варианты работы с сервером, мы остановились на GraphQL в качестве API для фронтенда. Но, так как бэкенд написан на C++, то реализация GraphQL-сервера оказалась нетривиальной задачей. Не буду здесь описывать все возникшие сложности и ухищрения, на которые мы шли, чтобы их преодолеть, реального результата это не принесло. Посмотрели на проблему с другой стороны и решили, что простота — залог успеха. Поэтому остановились на проверенных решениях: отдельный Node.js сервер с Express.js и Apollo Server.
Далее нужно было решить, как обращаться к API бэкенда. Сначала смотрели в сторону поднятия REST API, потом пробовали использовать аддоны на C++ для Node.js. В итоге поняли, что это всё нам не подходит, и после подробного анализа для бэкенда выбрали API на базе gRPC-сервисов.
Собрав воедино полученный опыт использования C++, TypeScript, GraphQL и gRPC, мы получили архитектуру приложения, позволяющую гибко развивать бэкенд и фронтенд, продолжая при этом создавать единый программный продукт.
Получилась схема, где фронтенд общается с промежуточным сервером с помощью GraphQL-запросов (знает, что спросить и что получит в ответ). GraphQL-сервер в резолверах вызывает API функции gRPC-сервера, при этом для связи они используют Protobuf-схемы. API-сервер на базе gRPC знает, у какого микросервиса взять данные, или кому передать полученный запрос. Сами микросервисы при этом тоже построены на gRPC, что обеспечивает скорость обработки запросов, типизацию данных и возможность использования различных языков программирования для их разработки.
Общая схема работы после изменения архитектуры
Есть у этого подхода и ряд минусов, основным из них является дополнительная работа по настройке и согласованию схем, а также написанию вспомогательных функций. Но эти затраты окупятся, когда пользователей API станет больше.
С чем вы столкнётесь при изучении frontend-разработки
Технологии, с помощью которых создаются интерфейсы для разных устройств и сфер применения, существенно различаются между собой. Но есть универсальный набор технологий, которые позволяют создать интерфейс для большого спектра вариантов использования.
Основные три компонента технологического стека:
- язык разметки гипертекстов HTML;
- язык стилизации CSS;
- язык программирования JavaScript.
Под этими крупными компонентами кроется множество смежных технологий. Освоить их одному человеку бывает сложно, да и не нужно, потому что многие из них дублируют друг друга. И вопрос выбора чаще решается личными предпочтениями разработчика или компании, нежели объективными причинами.
Что вам предстоит изучить, если вы будете придерживаться моего плана:
- основы HTML;
- основы CSS;
- команды и аббревиатуры Emmet;
- основы работы с препроцессором HTML;
- функциональность сборщика проектов gulp;
- основы работы с препроцессором CSS — Sass;
- основы JS;
- углублённый курс чистого (Vanilla) JS;
- библиотека jQuery;
- основы библиотеки React;
- основы фреймворка Vue.
Вам понадобится постоянная практика: оттачивание мастерства путём решения мини-задач и работа над крупным тестовым проектом.
Оплата труда
Ступеньки карьеры и перспективы
Начинающий фронт-энд разработчик должен обладать навыками верстальщика. Далее карьера может развиваться в нескольких направлениях:
специализация в бэк-энд разработках (Python, РНР) приведёт его к профессии бэк-энд разработчика;
увлечение пользовательским интерфейсом — к профессии фронт-энд разработчика;
внимание к дизайнерской части проекта — к профессии дизайнера;
совместное владение навыками фронт-энд и бэк-энд разработчика — к профессии фулл-стак разработчика.
Дальнейшая карьера может складываться по-разному, в зависимости от места работы, личных предпочтений. В любом случае, в IT-сфере полезно развиваться в горизонтальном направлении, осваивая смежные профессии, чтобы стать настоящим гуру.
Интересные факты о профессии
Типы разработчиков
Гуру — это профессионал с богатейшим опытом работы, обладает навыками практически во всех IT-профессиях. В сложнейших ситуациях умеет сконцентрироваться, быстро вникнуть в суть проблемы и единолично решить её. Занимает должность технического директора и имеет большой авторитет у сотрудников.
Теоретик — специалист, который подкован теоретическими знаниями в области информационных технологий. Постоянно учится новому сам и учит других. Будучи сильным в теории, оказывается слабым специалистом на практике.
Мистер рефракторинг — специалист по переписыванию программного кода, который постоянно стремится к совершенству. Он занимается переписыванием не только чужих, но и своих кодов, причём полностью. В связи с чем всегда нарушает сроки проектов.
Планктон — неопытный разработчик, который не понимает ни того, что он делает, ни того, что происходит в компании. Но это не самое страшное. После его вмешательства в систему, обязательно что-то перестаёт работать. Ему категорически требуется наставник, так как поиски решений на свои вопросы в поисковых системах не дают положительного результата.
Экспериментатор — специалист, который находится в курсе всех новейших технологий и инструментов в сфере IT. Он постоянно стремится использовать новинки в своей работе.
Спагеттикодер — это специалист, работающий очень быстро, но результат его работы всегда оставляет желать лучшего. Его коды называют спагетти-кодом или лапшой. Не всегда это происходит от неопытности. Иногда — из-за сжатых сроков или излишнего давления руководства. Но на всякого лапшакодера найдётся свой Мистер рефракторинг. Так что не так всё плохо в этом лучшем из миров!
Автор Флюра Ягофарова
Средние зарплаты фронтенд-программистов
В среднем специалисты с опытом работы могут зарабатывать 70-100 тыс. руб. в месяц, работая в офисе или удаленно. В Москве зарплаты фронтенд-программистов с опытом 3-5 лет достигают 150-200 тыс. руб. в месяц и выше в зависимости от квалификации.
Можно повысить свои доходы, работая с иностранными заказчиками через международные биржи фриланса.
На российском рынке фриланса, на мой взгляд, более востребованы универсалы, которые могут заниматься и версткой, и фронтендом, и бэкендом. Среди клиентов фрилансеров много представителей малого бизнеса и небольших веб-студий, которым дорого брать на проекты узких специалистов. Поэтому они предпочитают универсалов, закрывающих широкий спектр задач.
Предыстория
BILLmanager появился как раз в те времена, когда не было жёсткого разделения по направлениям. Он имел согласованную архитектуру, умел управлять поведением пользователя и его даже можно было расширять плагинами. Шло время, команда развивала продукт, и вроде всё было хорошо, но стали наблюдаться странные явления. К примеру, когда программист занимался бизнес-логикой, он начинал плохо верстать формы, делал их неудобными и сложными для восприятия. Или добавление, казалось бы, простой функциональности отнимало несколько недель: архитектурно модули были жёстко связаны, поэтому при изменении одного приходилось корректировать другой.
Про удобство, эргономику и глобальное развитие продукта вообще можно было забыть, когда приложение падало с неизвестной ошибкой. Если раньше программист успевал делать работу в разных направлениях, то с ростом продукта и требований к нему это стало невозможно. Разработчик видел картину в целом и понимал, что если функция не будет правильно и стабильно работать, то формочки, кнопочки, тесты и продвижение не помогут. Поэтому откладывал всё и садился за исправление злосчастной ошибки. Совершал свой маленький подвиг, который оставался никем не оценённым (сил на правильную подачу клиенту уже просто не было), но функция начинала работать. Собственно, чтобы эти маленькие подвиги доходили до клиентов, в команде и появились люди, ответственные за разные направления: фронтенд и бэкенд, тестирование, дизайн, поддержку, продвижение.
Но это было только первым шагом. Команда изменилась, а архитектура продукта осталась технически сильно связанной. Из-за этого не получалось развивать приложение требуемыми темпами, при изменении интерфейса приходилось менять логику бэкенда, хотя структура самих данных часто оставалась неизменной. Со всем этим надо было что-то делать.
Профессия «Frontend-разработчик с нуля» от Нетологии
Сроки: 11 мес.
Уровень: для начинающих фронтенд-разработчиков без специальных знаний.
Кому подходит: веб-разработчикам без подготовки и с базовыми познаниями.
Формат: обучающие вебинары + лекции в видеоформате + задание на дом + ментор.
- Вёрстка сайтов с применением CSS/HTML;
- Принципы программирования;
- Мобильная/адаптивная верстка;
- Git;
- Продвинутое обучение Java Script;
- Работа с React-библиотекой.
Полная программа подготовки: .
Преподаватели:
- Основатель компании AIMS;
- Руководитель направления «Программирование» в Нетологии;
- Разработчик из «Яндекса»;
- Frontend-разработчики из «Ростелеком» и Web Coalition, Preppy и Alter EGO, а также Web zilla;
- Старший разработчик из OneTwoTrip;
- Разработчик из ОАО «РЖД».
Ключевые навыки: разработка веб-страниц и одностраничных веб-приложений; использование CSS-фреймворков; адаптивная/кроссбраузерная верстка под все типы устройств; применение переменных, чисел, строк, а также выражений JavaScript; применение символов, итераторов/генераторов; экспорт и импорт модулей; использование современных JS-фреймворков.
Инструменты: HTML5/jQuery/CSS3; Flexbox/Grid; React/JSX; SPA/AJAX/XHR; VirtualDOM/GitHub/React Router.
Гарантии: профессиональные HR оказывают помощь в составлении резюме и предоставляют консультации по прохождению собеседований, а еще предлагают вакансии от компаний-партнеров + стажировка в действующих проектах «Netology-group».
Итоги: 6 проектов для наполнения портфолио + сертификат и диплом о прохождении обучения, изготовленные в соответствии с установленным образцом.
Цена:
- Полная – 79.9 тыс. руб.;
- Успей на скидку! – 55 930 руб.
Возможен вариант банковской рассрочки – 6 659 руб. ежемесячно + можно компенсировать 13% налогового вычета.
Ссылка:
Получить скидку →
И не забывайте развлекаться
Программирование может быть весёлыми и удовлетворяющим, но если вы постоянно пишете код, вы можете утратить это чувство. Поэтому я рекомендую вам начать побочный проект, не пытаясь на этом заработать и не для обучения, просто для развлечения.
Создавайте что-то, чем бы вы сами захотели пользоваться, экспериментируйте с технологиями, делайте вещи, которые всегда хотели сделать, но не находили время.
Благодарю за прочтение. Я надеюсь, что вы воспользуетесь карантином как возможностью для роста и обучения. Берегите себя и наслаждайтесь временем, проведенным дома.
P.S. от переводчика:
Спасибо за внимание!
Четвёртый этап: Изучение JavaScript — 3–4 месяца
Для большинства самым сложным блоком в изучении фронтенда окажется мир технологий, построенных вокруг JS. Этот мир настолько обширен, что охватить его весь вряд ли удастся.
Набор HTML + CSS даёт возможность создавать красивые веб-страницы, на которых можно и увидеть изображения или видео, и послушать музыку.
JavaScript — язык программирования, позволяющий управлять объектами документа, изменять его содержимое, взаимодействовать с пользователем, создавать сложные анимации, отправлять запросы серверам и обрабатывать их ответы и т.д.
Советую для начала погрузиться в язык без каких-либо надстроек: «чистый», так называемый Vanilla JS.
Ключевые этапы базового курса:
- синтаксис языка;
- управляющие конструкции;
- функции и функциональные выражения;
- контекст вызова this;
- области видимости;
- «строгий режим»;
- наследование в функциональном стиле;
- наследование в прототипном стиле;
- классы;
- стандартные объекты JS;
- объекты надстройки браузера;
- DOM;
- механизмы коллбеков;
- отложенное исполнение кода и исполнение через «равные» промежутки времени.
Ключевые этапы углубленного изучения:
- промисы;
- итераторы;
- генераторы;
- асинхронные функции;
- импорт/экспорт;
- подключение модулей;
- делегирование поведения;
- проксирование.
Имейте в виду, что далеко не все эти возможности поддерживаются всеми браузерами, поэтому придётся изучить транспайлеры (или иначе транспиляторы), которые преобразуют код в понятный для браузеров, начиная с выбранных версий. Часто для эмуляции новых возможностей языка транспайлеры используют так называемые полифиллы — блоки кода, создающие для старых браузеров подобие новой функциональности. Устройство базовых полифиллов тоже неплохо было бы изучить.
Какие трудности могут быть? Ошибки в начале пути
Изучение фреймворков вместо базовых знаний
Иногда будет казаться, что лучше сразу изучать какой-нибудь популярный фреймворк или библиотеку. Это достаточно частая ошибка, особенно во фронтенде: люди начинают изучать React или верстают с помощью Bootstrap и Material UI, не разобравшись в основах и не получив достаточных знаний по HTML, CSS и JavaScript. Можно использовать такой подход, если вы «бежите на короткую дистанцию» и вам нужно быстро сделать какой-нибудь проект. Но если вы планируете стать разработчиком, это не принесет нужного результата.
Нет необходимости знать наизусть абсолютно все CSS-свойства или методы в JS, вы сможете поискать их, если забудете
Важно понимание основных концепций и тонкостей: это то, что будет вашим крепким фундаментом во фронтенд-разработке
Обучение — это труд, самодисциплина и много практики
Ошибочно ожидать, что вы разберетесь со всем материалом за неделю или выучите JS за один день. Количество времени, которое вам будет необходимо, это очень индивидуальный вопрос, и, скорее всего, процесс займёт не один месяц.
Не пугайтесь, изучайте пошагово и постепенно, больше практикуйтесь — так вы сможете быстрее продвинуться в обучении. Всем нужно какое-то время, чтобы научиться новому.
Определитесь, зачем и почему вы хотите стать фронтенд-разработчиком. Фронтенд — это область, в которой можно реализовать интересные решения и работать над проектами, которыми будет пользоваться огромное количество людей по всему миру! В добавок к этому, чем больше вы наберете знаний и опыта, тем выше будет оплачиваться ваш труд.
Вспоминайте о мотивирующих именно вас моментах, когда ваш код не будет работать, а очередной блок не будет выравниваться так, как вы этого хотите Если вам нравится видеть результат своей работы, изучайте материал через практические задачи или создание своего проекта, так вы будете быстрее получать отдачу.
Копирование чужого кода
Если вы столкнетесь с проблемами и ошибками, которые не сможете решить, то не стесняйтесь искать помощи в Google. Учитесь пользоваться поиском и находить причину возникшей проблемы, но не копируйте чужой код вслепую.
Обязательно разберитесь, что происходит в найденном решении, и почему именно так. Это будет дольше и затратнее, но, если не разобраться, вы с большей вероятностью столкнетесь с похожей проблемой и опять не сможете решить её самостоятельно, а ваш код превратится в лапшу с разными стилями из-за копирования чужого кода.
Не доверяйте на 100% коду, который вы находите
Другие люди тоже могут ошибаться или иметь недостаточно опыта. Если вы находите видеоурок от магистра JavaScript или вёрстки, это не всегда значит, что преподносимое — идеальное решение и лучший возможный код.
Смотрите разные источники и критически относитесь ко всему, что находите. По мере того, как вы будете набираться опыта, вы поймете, какой код и подходы лучше, а что только усложняет ваше приложение и добавляет костылей, об которые вы потом споткнетесь.
Важные личные качества
Ответственность. Действительно, на бэкендере лежит ответственность буквально за всё: чтобы данные сохранились, чтобы реляционные таблицы работали как надо, чтобы временные пояса учитывались, чтобы сайт был шустрым и т.д
И если кривая навигация от фронтендера приведёт к паре злобных вскриков пользователей, то ошибка бэкендера может стоить очень дорого — в прямом смысле (например, если бизнес-данные по какой-то причине перестанут сохраняться или не сработает разделение прав доступа в какой-нибудь CRM-системе).
Внимательность и внимание к мелочам. Опять же, мелочей в бэкенде не бывает, поэтому необходимо тщательно проектировать связность работы всех компонент и не упустить ничего.
Трудоспособность
Прокрастинация — опасный враг бэкендера, он должен уметь сосредоточенно работать, иногда в крайне сжатые сроки, поэтому «пилить код с ленцой» это, пожалуйста, в пет-проект или уже в состоянии тимлида (там других задач хватает).
Логическое мышление и аналитический склад ума. Оно и понятно.
Умение доводить дело до конца, нацеленность на результат. В бэкенде важен результат — корректно и ожидаемо работающее приложение.
Способность переключаться на макрозадачах. Нередко бывает, что нужно оставить код одной части проекта и реализовать довольно крупную функцию. Это непросто, потому что программист уже погружён в архитектуру и логику. Способность переключаться без особых проблем для задач — практически джедайская.
Навыки планирования и исполнения плана. Бэкенд любого проекта — это сборник разноплановых задач. И если вы единственный бэкендер проекта или у вас с коллегами слабо реализовано разделение труда, только планирование и спасёт от авралов, факапов и срыва дедлайнов. Жёсткое к себе и времени планирование — залог спокойной работы практически без переработок (которые у бэкендеров случаются чаще остальных).
Умение работать в команде. Вам нужно будет взаимодействовать с единой командой разработки единого же приложения, а значит, дискуссии, но не конфликты, рефакторинг, но не оскорбления, отстаивание своей позиции, но не бойкоты. Если злой интровертный бэкендер отлично сделает свою работу, закоммитит и умоет руки, его труд пользователи ещё долго не смогут оценить — потому что нужно «собирать» проект в составе всей команды, а не отгораживаться по принципу «к фронтенду ни ногой».